В статье рассматривается вопрос обеспечения устойчивой работы газодизель-генераторных агрегатов в качестве основных источников энергии на морских буровых платформах с возможностью параллельной работы двух и более агрегатов. До сих пор их внедрение на подобных объектах не представлялось возможным ввиду сложности управления их топливной системой и, как следствие, сложности стабилизации их частоты при резко переменном характере питаемой нагрузки. Коммутационные процессы, обусловленные подключением и отключением нагрузок, приводят к возникновению обменных колебаний мощности между параллельно работающими генераторами. Авторами обоснована необходимость использования дифференциальной составляющей в регуляторе дизеля и установлена аналитическая зависимость между параметрами регулятора и дизеля, позволяющая устанавливать допустимую степень колебательности системы. Показано, что с помощью подстройки коэффициентов ПИД-регулятора нечётким регулятором можно оптимизировать динамические режимы регулирования во всем диапазоне нагрузок и в 15 - 20 раз снизить дисперсию колебаний оборотов вала газодизеля.
генератор, нагрузка, динамический режим, регулятор, мощность
Zhilenkov A. Investigation performance of marine equipment with specialized information technology / A. Zhilenkov, S. Chernyi // Procedia Engineering. - 2015. - Vol. 100. - P. 1247-1252.
Лукас В. А. Теория автоматического управления / В. А. Лукас. - М.: Недра, 1990.
Chernyi S. Modeling of complex structures for the ship’s power complex using XILINX system / S. Chernyi, A. Zhilenkov // Transport and Telecommunication. - 2015. - Vol. 16 (1). - P. 73-82.
Моцохейн Б. И. Электропривод, электрооборудование и электроснабжение буровых установок / Б. И. Моцохейн, Б. М. Парфенов, В. М. Шпилевой. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. нефтегаз. ун-та, 1999. - 264 с.
Мирзаджанзаде А. Х. Этюды о моделировании сложных систем нефтедобычи. Нелинейность. Неравномерность. Неоднородность / А. Х. Мирзаджанзаде, М. М. Хасанов, Р. Н. Бахтизин. - Уфа: ГИЛЕМ. - 1999. - 464 с.
Жиленков А. А. Применение нейронечёткого моделирования для задач идентификации многокритериальности в транспортной отрасли / А. А. Жиленков, С. Г. Черный // Вестник Самарского государственного университета путей и сообщений. - 2014. - № 1 (23). - С. 104-110.
Черный С. Г. Идентификация внешних параметров сигналов для экспертных подсистем в составе устройств судовых электроэнергетических систем / С. Г. Черный, А. А. Жиленков // Научно-технический вестник СПбГПУ. Информатика. Телекоммуникации. Управление. - 2014. - № 3 (198). - С. 28-36.
Ильиных А. В. России есть возможности для изготовления бурового оборудования для континентального шельфа / А. В. Ильиных // Тезисы выступления главного конструктора ЗАО «Уралмаш - Буровое оборудование» 2005 года на заседании рабочей группы ТПП РФ по развитию производства отечественного оборудования для работы на шельфе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.derrick. ru/?f=z&id=8407 (дата обращения: 17.04.2015).
Черный С. Г. Интеллектуальная поддержка принятия решений при оптимальном управлении для судовых электроэнергетических систем / С. Г. Черный, А. А. Жиленков // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 3 (25). - С. 68-75.
Седов В. А. Нечеткая система удержания судна на курсе / В. А. Седов, Н. А. Седова, В. С. Перечесов // Южно-Сибирский научный вестник. - 2012. - № 1. - С. 86-87.
Жиленков А. А. Перспективные пути повышения эффективности диагностирования параметров надежности эксплуатации морского бурового оборудования / А. А. Жиленков, А. А. Железняк, С. Г. Черный // Вестник Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 1 (29). - С. 90-97.
Жиленков Антон Александрович
Керченский государственный морской технологический университет
Титов Иван Леонидович
Керченский государственный морской технологический университет
Черный Сергей Григорьевич
Керченский государственный морской технологический университет