ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАСХОДА ГАЗА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВОЗДУШНОЙ КАВЕРНЫ НА ДНИЩЕ КАТАМАРАНОВ

Аннотация

Показан один из путей значительного снижения гидродинамического сопротивления движению скоростного судна. Выявлены наиболее существенные факторы, влияющие на величину сопротивления движению судов на воздушной каверне (СВК). Одним из существенных факторов, влияющих на экономичность эксплуатации СВК, является минимально возможный расход энергии, затрачиваемой на подачу воздуха и поддержание избыточного давления в камере каверны. В связи с этим была сформулирована и опытным путем решена задача по поиску оптимального расхода газа для создания каверны. Приведена методика проведения эксперимента по нахождению оптимального расхода газа для создания каверны. Показаны результаты решения экспериментальной задачи по нахождению оптимальной величины расхода воздуха Q для создания воздушной каверны на днище высокоскоростного катамарана. Приведены зависимости расхода газа при различных скоростях движения и различных водоизмещениях судна. Проведен сравнительный анализ величины буксировочного сопротивления изолированного корпуса катамарана, оборудованного воздушной каверной, и корпуса высокоскоростного катамарана.

Ключевые слова

воздушная каверна, оптимизация расхода газа, зона автомодельности, буксировочное сопротивление, высокоскоростной катамаран

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Гидродинамика и проектирование судов на воздушной каверне / В. М. Пашин, А. Н. Иванов, В. Г. Калюжный [и др.] // 6-я междунар. конф. по судостроению, судоходству, оборудованию морских платформ и обеспечивающих их работу плавстредств, морская техника для освоения океана и шельфа. - СПб., 2001. - С. 127-129.
Крыжевич Г. Б. Новые конструкции реданов высокоскоростных судов / Г. Б. Крыжевич // Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. - 2013. - № 75 (359). - С. 180-186.
Пустошный А. В. Искусственная кавитация и опыт ее применения в отечественном судостроении / А. В. Пустошный, А. А. Русецкий // Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. - 2013. - № 73 (357). - С. 5-16.
Основные направления улучшения гидродинамических характеристик речных судов / А. В. Пустошный, А. А. Русецкий, В. А. Мацкевич [и др.] // Морской вестник. - 2007. - № 4. - С. 85-90.
Пустошный А. В. Исследование влияния параметров функций давления на широкополосный спектр / А. В. Пустошный, А. А. Коваль // Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. - 2013. - № 73 (357). - С. 121-132.
Сверчков А. В. Экспериментальные исследования и проектные проработки по применению воздушных каверн на судах смешанного плавания / А. В. Сверчков, А. В. Пустошный, Ю. Н. Горбачев // Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. - 2012. - № 69. - С. 23-38.
Влияние выбора модели турбулентности на точность расчета вязкостного сопротивления транспортных судов / Д. М. Денисихина, М. П. Лобачев, А. В. Пустошный [и др.] // Морской вестник. - 2008. - № 3. - С. 95-100.
Аносов В. Н. Влияние характеристик бортовых искусственных каверн на сопротивление движению быстроходных судов / В. Н. Аносов // Судостроение. - 2008. - № 3. - С. 23-26.
Dubrovskiy V. A. Multi-Hull Ships / V. A. Dubrovskiy, A. G. Lyakhovitsky. - USA: Backbone Publishing Co., 2001. - 495 p.
Ляховицкий А. Г. Скоростные пассажирские суда: проектные характеристики и тенденции развития / А. Г. Ляховицкий, Тхун Йин // Морской вестник. - 2008. - № 2. - С. 19-22.

Об авторах

Метелица Сергей Сергеевич - аспирант

meteserg@yandex.ru

Нижегородский Государственный Технический Университет им. Р. Е. Алексеева