Разработана экологически безопасная рецептура защитного покрытия металлических корпусов морских судов, предназначенная для снижения скорости коррозии. Предложенное техническое решение позволяет, с одной стороны, повысить срок действия материала корпусов судов, а с другой - снизить интенсивность загрязнения морской среды соединениями тяжёлых металлов. Последнее отвечает требованиям судоходных морских регистров ведущих морских держав в части исключения соединений тяжелых металлов из композиций защитных наполнителей и лакокрасочных покрытий. В качестве объекта исследования выбрана углеродистая прокатная листовая сталь марки СТ-20. Покрытие стальных образцов осуществлялось стандартными и экспериментальными наполнителями. Исследования препарированных образцов осуществлялись на воздухе, в морской среде длительное время, при различных температурах, рН-средах и относительной влажности атмосферного воздуха. Приняты следующие методы исследования: определение скорости коррозии стальных образцов - весовой метод, поверхность образцов исследовалась с помощью микроскопа, рН-метрия отработанной морской среды. Одним из наиболее сложных вопросов при разработке композиций наполнителей был вопрос измельчения компонентов защитного наполнителя с определённой дисперсностью. Предложен метод объемного взрыва для разрушения исходных материалов до пылеобразных частичек заданной дисперсности. В результате длительных испытаний в морской среде скорость коррозии металлических поверхностей, покрытых разработанным новым экологически безопасным наполнителем, ниже, чем металлических поверхностей, покрытых алкидными составами.
электрохимические процессы, морская среда, фракция, дисперсность, локальная и общая коррозия металлов, эластомер, диспергент
Majmude A. Microfluidic Adhesion Induced by Subsurface Microstructures / A. Majmude, A. Ghatak, A. Sharma // Science. - 2007. - Т. 318. - № 5848. - Pp. 258-261.
Huang Y. Y. Stamp Collapse in Soft Lithography / Y. Y. Huang, W. Zhou, K. J. Hsia, E. Menard, J. U. Park, J. A. Rogers, A. G. Alleyn // Langmuir. - 2005. - Т. 21. - № 17. - Pp. 8058-8068. DOI:10.1021/la0502185.
Pocius A. V. Adhesion and adhesives technology: an introduction / A. V. Pocius. - Carl Hanser Verlag GmbH Co KG, 2012.
Леонов В. Е. Основы экологии и охрана окружающей среды / В. Е. Леонов, В. Ф. Ходаковский, Л. Б. Куликова. - Херсон: ХГМИ, 2010. - 351 с.
Леонов В. Е. Исследование коррозионной устойчивости металлических корпусов судов, обработанных эффективным наполнителем / В. Е. Леонов, И. И. Рублёв // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 3 (25). - С. 99-104.
Леонов В. Е. Методика исследования и разработки стойких экологически безопасных покрытий корпусов судов / В. Е. Леонов, И. И. Рублёв // Современные энергетические установки на транспорте и технологии и оборудование для их использования: сб. тр. конф. - Херсон: ХГМА, 2012. - С. 87-91.
Леонов В. Е. Исследование и разработка стойких экологически безопасных покрытий корпусов судов / В. Е. Леонов, И. И. Рублёв // Материалы межд. науч.-практ. конф. «Фундаментальные и прикладные науки сегодня». - М., 2013. - С. 197-199.
Леонов В. Е. Исследование стабильности действия защитного покрытия на скорость коррозии металлических поверхностей корпусов судов / В. Е. Леонов, И. И. Рублёв // Современные энергетические установки на транспорте и технологии и оборудование для их использования: сб. тр. конф. - Херсон: ХГМИ, 2014. - С. 193-197.
Обеспечение безопасности плавания судов и предотвращение загрязнения окружающей среды / В. И. Дмитриев, В. Е. Леонов, П. Г. Химич, В. Ф. Ходаковский, Л. Б. Куликова. - Херсон: ХГМА, 2012. - 399 c.
Леонов В. Е. Механизм действия защитного покрытия корпусов судов в условиях штатного рейса / В. Е. Леонов, И. И. Рублёв // XI Межд. конф. «Стратегия качества в промышленности и образовании»: сб. тр. конф. - Болгария - Варна: Технический университет, 2015. - С. 82-86.
Рублёв Илья Иванович - аспирант
Херсонская государственная морская академия