Перевалочные склады, располагающиеся в пунктах перегрузки грузов с водного транспорта на другие, выполняют важные функции по преобразованию грузопотоков с целью дальнейшего наиболее эффективного их транспортирования. Расположение стеллажей и продольных проходов между ними имеют большое значение в работе перевалочного склада. Вопросам оптимального хранения грузов посвящено большое число работ, вместе с тем «нестандартные» схемы расположения проходов между стеллажами в научной литературе рассматриваются крайне редко, поэтому тему статьи можно признать актуальной. Как правило, стеллажи и продольные проходы располагаются перпендикулярно друг другу, в статье предлагаются варианты расположения с «евклидовым преимуществом». Вариант с криволинейным расположением проходов между стеллажами имеет как достоинства, так и ряд недостатков и имеет определенную сферу применения. При криволинейном расположении проходов происходит сокращение полезной вместимости склада, но также сокращается пробег погрузчика от погрузочно-разгрузочных участков до зоны хранения. Поиску оптимального соотношения между вместимостью и пробегом погрузчика посвящена эта статья. Сокращение пробега погрузчика при предложенных схемах достигает 18 %, однако и ёмкость склада может также упасть до 9 %. Впервые в научной литературе выполнены числовые расчеты подобного склада.
склад, место хранения, показатели склада, вместимость, пробег погрузчика
Пушкарева Л. В. Анализ и прогноз грузовых перевозок морским транспортом России / Л. В. Пушкарева // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 6. - С. 173-178.
Абрамова В. Н. Состояние и перспективы развития морского и внутреннего водного транспорта России / В. Н. Абрамова, М. В. Ботнарюк // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 1. - С. 114-120.
Маликов О. Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок: монография / О. Б. Маликов. - М.: ФГБОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2014.
Маликов О. Б. О комплексном проектировании складов / О. Б. Маликов // Логистика. - 2014. - № 2. - С. 20-22.
Коровяковский Е. К. Моделирование работы склада в цепи поставок / Е. К. Коровяковский, Ю. Н. Панова // Анализ и прогнозирование систем управления в промышленности и на транспорте: тр. XV междунар. науч.-практ. конф. молодых учёных, студентов и аспирантов. - СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2013. - C. 417-428.
Коровяковская Ю. В. Складские комплексы как элементы логистической цепи / Ю. В. Коровяковская, О. Б. Маликов // Вестник инженеров-электромехаников железнодорожного транспорта. - 2003. - № 1. - С. 222-224.
Толмачев К. С. Повышение эффективности автоматизированной сортировки на складе / К. С. Толмачев // Логистика. - 2014. - № 8. - С. 30-34.
Пилипчук С. Ф. О проектировании склада штучных грузов / С. Ф. Пилипчук, А. Е. Радаев // Логистика и управление цепями поставок. - 2010. - № 4. - С. 21-33.
Пилипчук С. Ф. Определение потребной вместимости склада / С. Ф. Пилипчук, А. Е. Радаев // Логистика и управление цепями поставок. - 2012. - № 5. - С. 19-25.
Илесалиев Д. И. Использование различных схем расположения проходов склада тарно-штучных грузов / Д. И. Илесалиев // Логистика: современные тенденции развития. - 2015. - № 1. - С. 174-176.
Илесалиев Дауренбек Ихтиярович - аспирант
ФГБОУ ВПО ПГУПСКоровяковский Евгений Константинович - кандидат технических наук, доцент
ФГБОУ ВПО ПГУПС