ВЛИЯНИЕ ИЗНОСОВ ДЕЙДВУДНЫХ ПОДШИПНИКОВ И ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО МОМЕНТА НА УСТОЙЧИВОСТЬ ВРАЩЕНИЯ ГРЕБНОГО ВАЛА

Аннотация

Исследуется влияние износов дейдвудных подшипников в процессе эксплуатации судов и переменного гидродинамического момента на устойчивость вращения гребного вала. Рассматривается нагружение кормового участка гребного вала, как имеющего минимальную собственную частоту. Расчетная схема гребного вала принимается в виде стержня постоянного сечения, опирающегося на три шарнирные опоры, с консолью с одного конца. Опоры, моделирующие дейдвудные подшипники, одностороннего действия (подшипники скольжения) и смещаемые за счет их износа. Стержень нагружен собственным весом вала и гребного винта, а также переменным гидродинамическим моментом. При исследовании поперечных колебаний гребного вала учитывается масса и диаметральный момент инерции массы винта.Проведенное в работе исследование показало, что гидродинамический момент и износы дейдвудных подшипников могут существенно влиять на устойчивость работы валопровода в процессе эксплуатации судна. При этом оказывают влияние не только величины износов подшипников, но и соотношение между ними. Поэтому гидродинамический момент и прогнозируемые износы подшипников необходимо обязательно учитывать при монтаже валопровода, а исследования по динамической устойчивости вращения вала должны быть продолжены!

Ключевые слова

устойчивость вращения вала, поперечные колебания, износ подшипников, гидродинамический момент

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Kozousek V. M. Analysis and Survey Procedures of Propulsion Systems: Shaft Alignment / V.M. Kozousek, P.G. Davies // Lloyd’s Register’s Technical Association, Paper. - 2000. - Vol. 5.
Румб В. К. Прогнозирование долговечности дейдвудных подшипников / В.К. Румб // Морской вестник. - 2008. - № 2. - С. 30-31.
Комаров В. В. Центровка судовых валопроводов и главных двигателей: монография / В. В. Комаров. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2011. - 458 с.
Миронов А. И. Исследование влияния изнашивания дейдвудных подшпников на колебания гребного вала / А. И. Миронов // Труды 1-го Международного симпозиума по транспортной триботехнике «Транс-трибо-2001», С-Петербург, 2-7 июля 2001. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. - 66 с.
Мамонтов В. А. Расчет поперечных колебаний валопроводов судов с учетом длины и жесткости дейдвудных подшипников / В. А. Мамонтов, А. Р. Рубан, Н. В. Куличкин, А. А. Халявкин // Вестник АГТУ. Серия: Морская техника и технология. - 2010. - № 2. - С. 30-33.
Миронов А. И. Влияние дейдвудных подшипников на колебания валопроводов судов / А. И. Миронов, Л. М. Денисова // Вестник АГТУ. - 2004. - № 1. - С. 125-130.
Мамонтов В. А. Исследование параметрических колебаний валопроводов судов / В. А. Мамонтов, А. И. Миронов, А. А. Халявкин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2011. - №4 (5). - С. 2333-2334.
Миронов А. И. Влияние колебаний вала на параметры «центровки» валопровода / А. И. Миронов, Е. В. Пономарева // Вестник АГТУ. Серия: Морская техника и технология. - 2014. - № 2. - С. 86-94.
Миронов А. И. Об одной из возможных причин динамической неустойчивости валопроводов судов / А. И. Миронов, А. Ю. Кукарина // Вестник АГТУ. Серия: Морская техника и технология. - 2015. - № 3. - С. 64-71.
Халявкин А. А. Разработка методики определения допускаемых износов дейдвудных капролоновых подшипников на основе расчетов поперечных колебаний валопроводов судов: автореф. дис. … канд. техн. наук / А. А. Халявкин. - Астрахань, 2014. - 16 с.

Об авторах

Кукарина Алла Юрьевна - старший преподаватель

alla.kukarina@mail.ru

ФГБОУ ВПО «АГТУ»

Миронов Альфред Иванович - кандидат технических наук, доцент

mig@astu.org

ФГБОУ ВПО «АГТУ»

Рубан Анатолий Рашидович - кандидат технических наук, доцент

a.ruban1974@mail.ru

ФГБОУ ВПО «АГТУ»