В ходе исследования комплексов показателей, разработанных для модели образовательного процесса морского учебного заведения, возникла необходимость организации движения информационных потоков для наиболее оперативной и эффективной деятельности высшего учебного заведения. В статье предложены функциональные схемы организации образовательного процесса морского учебного заведения, на основе чего строится оптимальный алгоритм передачи данных по комбинированной схеме, имеющей четырехуровневую блочно-иерархическую структуру, содержащую как вертикальные, так и горизонтальные связи. В частности, предлагается рассмотреть организацию информационных потоков между автоматизированной информационной системой «БРС» и автоматизированной информационной системой«Диплом», которые включают в себя средства, обеспечивающие функционал предлагаемой схемы образовательного процесса, но не имеют механизма передачи данных между собой. В качестве метода организации информационного обеспечения рассматривается составление оптимального расписания для обмена данными. В основе создания алгоритма стоят метод анализа иерархий Т. Саати и общеорганизационные методы А. А. Богданова.
информационное обеспечение, автоматизированная информационная система, образование, организация образовательного процесса
Кузьмин А. А. Новый вектор профессионального транспортного образования / А. А. Кузьмин // Журнал Университета водных коммуникаций. - 2011. - № 1. - С. 55-64.
Степанов А. Л. Кадровое обеспечение устойчивого развития морской транспортной инфраструктуры / А. Л. Степанов, Е. В. Носкова // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 4 (32). - С. 83-89.
Павловский И. В. Политика национальных интересов России: вектор развития современной России / И. В. Павловский. - М.: Промиздат, 2008. - 446 с.
Лебедев Г. В. Перспективы развития Арктической морской транспортной системы / Г. В. Лебедев, Г. Е. Румянцев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 3 (25). - С. 179-189.
Антонова О. Д. Арктический шельф - область геополитических и экономических интересов России / О. Д. Антонова, Г. В. Лебедев, Г. Е. Румянцев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 4 (26). - С. 202-214.
Андрюшечкин Ю. Н. К вопросу использования современных информационных технологий для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях России / Ю. Н. Андрюшечкин, Ю. В. Каретников, А. П. Яснов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 2 (30). - С. 208-213.
Крупенина Н. В. Организация распределенной системы подготовки и проведения электронного тестирования для оценки соответствия профессиональных компетенций работников морских специальностей / Н. В. Крупенина, Н. Ю. Барышникова, Л. Н. Тындыкарь // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 3 (31). - С. 216-228.
Барышникова Н. Ю. Распределенная тестовая система оценки соответствия профессиональных компетенций работников морских специальностей / Н. Ю. Барышникова, Л. Н. Тындыкарь // IT: ВЧЕРА, СЕ- ГОДНЯ, ЗАВТРА: материалы III науч.-исслед. конф. студентов и аспирантов факультета информационных технологий 19 декабря 2014 г. - СПб.: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2015. - С. 18-20.
Тарануха С. Н. Дистанционные образовательные технологии в системе качества подготовки членов экипажей судов / С. Н. Тарануха // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 4 (32). - С. 216-222.
Saaty T. L. Decision making with the analytic hierarchy process / T. L. Saaty // International journal of services sciences. - 2008. - Vol. 1. - № 1. - Pp. 83-98.
Bauk S. I. Assessing students’ perception of e-learning in blended environment: an experimental study / S. I. Bauk // Procedia-Social and behavioral sciences. - 2015. - Vol. 191. - Pp. 323-329. DOI:10.1016/ j.sbspro.2015.04.
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года (ПДМНВ-78) с поправками (консолидированный текст). - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010.
Тындыкарь Л. Н. Разработка системы показателей для модели образовательного процесса морского учебного заведения / Л. Н. Тындыкарь // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. - 2016. - № 1. - С. 105-115.
Ризен Ю. С. Математическое моделирование образовательного процесса в оценке качества деятельности ВУЗа / Ю. С. Ризен, А. А. Захарова, М. Г. Минин // Информационное общество. - 2014. - № 3. - С. 25-33.
Ризен Ю. С. Функционалы оценки показателей потенциала ВУЗа / Ю. С. Ризен, А. А. Захарова // Наука, техника и образование. - 2014. - № 5 (5). - С. 88-89.
Васильев В. Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий / В. Н. Васильев. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. - 164 с.
Клюй В. В. Разработка моделей системы информационного обеспечения безопасности промышленных объектов / В. В. Клюй, А. Ю. Янченко // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2013. - № 4. - С. 31-38.
Егоров А. Н. Автоматизация учета успеваемости студентов в условиях БРС при наличии различных шкал оценки их знаний / А. Н. Егоров, Н. В. Крупенина, Л. Н. Тындыкарь // Информационные технологии в образовании XXI века: сб. науч. тр. II Всероссийской науч.-практич. конф. - Т. 2. - М.: НИЯУ МИФИ, 2012. - С. 231-235.
Барышникова Н. Ю. Организация распределенной АИС для печати дипломов о высшем профессиональном образовании / Н. Ю. Барышникова, А. Н. Егоров, Н. В. Крупенина, Л. Н. Тындыкарь // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. XVI междунар. науч.-практич. конф. «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса), 3 - 4 февраля 2015 г. - Ч. 1. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2015. - С. 547-549.
Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука / А. А. Богданов. - М.: Международный институт Александра Богданова, 2003. - 496 с.
Hubalovsky S. System approach, modeling, simulation as educational technologies in algorithm development and programming / S. Hubalovsky // Procedia-Social and behavioral sciences - 2015. - Vol. 191. - Pp. 2226-2230. DOI:10.1016/j.sbspro.2015.04.267.
Surej P. J. The integration of information technology in higher education: A study of faculty’s attitude towards IT adoption in the teaching process / P. J. Surej // Contaduría y Administración. - 2015. - № 60. - Pp.230-252. DOI:10.1016/j.cya.2015.08.004.
Тындыкарь Любовь Николаевна - аспирант
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»