Статья посвящена проблеме повышения точности определения расчетных нагрузок электрических сетей речных и морских портов. В основе расчетов лежит выявление потребности в электроэнергии, которая, с одной стороны, преобразуется в параметры электроустановок, а, с другой - в показатели энергоемкости производства. В предложенном методе производительности различных причалов связываются с удельными расходами электроэнергии соответствующих кранов, работающих на данном участке. Доказано, что разнообразная специализация причалов даже одного рода груза (например, навалочного) влияет на суммарное потребление порта. В данном расчете порт рассматривался как система массового обслуживания, при этом использовалась модель системы с очередью, что позволило определить эффективную структуру порта, число причалов и резервы пропускной способности. Построенные графики показали, что расхождение между теоретическим и статистическим распределениями минимально, что позволяет говорить об эффективном использовании метода определения расчетной максимальной нагрузки для порта, основанного на теории массового обслуживания.
перегрузочные процессы, электрохозяйство, вероятность использования перегрузочных машин, электропотребление, максимальная мощность, установленная мощность, электрическая нагрузка
Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и пристанях. - М.: Транспорт, 1980. - 128 с.
Падня В. А. Погрузочно-разгрузочные машины: справочник / В. А. Падня. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1981. - 448 с.
Шошмин В. А. Развитие методов проектирования и эксплуатационного анализа электрооборудования: отчет о НИР / В. А. Шошмин. - СПб.: ФГБОУ ВПО «ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова», 2013. - 69 с.
Понятовский В. В. Основные технологические требования к морским портам / В. В. Понятовский. - М.: ТРАНСЛИТ, 2014. - 288 с.
Александров А. Э. Расчет и оптимизация транспортных систем с использованием моделей: автореф. дис.. д-ра техн. наук / А. Э. Александров. - Екатеринбург, 2008. - 50 с.
Вентцель Е. С. Теория вероятностей и ее инженерное приложение / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров. - М.: КНОРУС, 2010. - 480 с.
Ирхин А. П. Управление флотом и портами: учебник для вузов / под ред. А. П. Ирхина / А. П. Ирхин, В. С. Суворов, В. К. Щепетов. - М.: Транспорт, 1986. - 392 с.
Казаков А. П. Технология и организация перегрузочных работ на речном транспорте: учебник для вузов / А. П. Казаков. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Транспорт, 1984. - 416 с.
Кулаженко В. Ф. Технология и механизация перегрузочных работ в портах и на транспортных терминалах: справ. материалы и нормативы для выполнения курсового проекта / В. Ф. Кулаженко, Ю. Г. Ежов. - СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2014. - 57 с.
Русинов И. А. Моделирование управляемых многоканальных систем массового обслуживания / И. А. Русинов // Программные продукты и системы. - 2008. - № 2. - С. 56-57.
Фокин Ю. А. Вероятностно-статистические методы в расчетах систем электроснабжения / Ю. А. Фокин. - М.: Энергоатомиздат, 1985. - 238 с.
Шошмин В. А. Теория и методы анализа электропотребления перегрузочных процессов и оптимизация электроснабжения портов: автореф. дис.. д-ра техн. наук: 05.09.03 / В. А. Шошмин. - Л.: Изд-во Лен. гос. мор. техн. ун-т, 1991. - 39 с.
Вентцель Е. С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология / Е. С. Вентцель. - М.: Наука, 1988. - 208 с.
Толокнова Ольга Михайловна - старший преподаватель
olga_toloknova@mail.ru. kaf_electroprivod@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»Шошмин Владимир Александрович - доктор технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»