В рамках существующих представлений о разрешении проблемных навигационных ситуаций, связанных с обеспечением безопасности плавания судна, предложен новый вариант алгоритма прогноза параметров зоны навигационной безопасности, основанный на использовании как текущей, так и априорной навигационной информации. В статье показано, что правильный выбор текущей и априорной составляющих навигационной информации с учетом их взаимосвязанности позволяет одновременно повысить при прогнозе как оценку экономической эффективности, так и оценку показателя безопасности плавания судна. Алгоритм предложен в виде последовательности рекуррентных соотношений, связывающих параметры множественных оценок и имеющих вид многомерных эллипсоидов в пространстве состояний эффективности и безопасности плавания судна по заданному навигационному маршруту. Доказано, что прогноз зоны навигационной безопасности должен осуществляться не минимальными по объему эллипсоидами, а такими, у которых объемы не возрастают по сравнению с исходным эллипсоидом. Сделан вывод о том, что предложенный алгоритм, не ухудшая процедур расчета параметров этой зоны, будет более предпочтительным, чем алгоритмы, использующие только априорные навигационные данные.
прогноз зоны навигационной безопасности, априорная информация, текущая информация, рекуррентный алгоритм, оценка безопасности мореплавания
Гладышевский М. А. Организационно-технические структуры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию судна / М. А. Гладышевский, М. А. Пасечников, К. В. Пеньковская. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. - 212 с.
Кулезнев И. А. Оценка позитивной полноты планирования навигационных маршрутов / И. А Кулезнев, М. С Житняк, В. И. Меньшиков // Вестник МГТУ. - 2013. - Т. 16. - № 4. - С. 734-736.
Карташов С. В Диагностика состояния мореплавания судна с использованием принципа статистического согласия / С. В. Карташов, В. И. Меньшиков // Рыбное хозяйство. - 2014. - № 2. - С. 108-109.
Дмитриев В. И. Организационно-технические основы безопасности судов и портовых средств: монография / В. И. Дмитриев [и др.]; под ред. А. В. Кириченко, С. В. Латухова. - СПб.: ГАОЦ СПО «Санкт-Петербургский морской технический колледж», 2014. - 365 с.
Агарков С. А. Анализ результатов моделирования движения танкера в условиях ветровых нагрузок / С. А. Агарков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 4 (32). - С. 16-22.
Никитин Н. И. Структурная идентификация и разрешение проблемных промысловых и навигационных ситуаций / Н. И. Никитин // Рыбное хозяйство. - 2012. - № 5. - С. 94-96.
Кукуи Ф. Д. Основные процессы в структурах безопасной эксплуатации судна / Ф. Д. Кукуи, Н. А. Анисимов, А. А. Анисимов. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. - 185 с.
Карташов С. В. Обеспечение безопасности мореплавания с учетом дополнительных источников навигационной информации и полной информированности судоводителя / С. В. Карташов, В. И. Меньшиков // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2015. - № 1. - С. 32-36.
Катенин В. А. Навигационное обеспечение судовождения / В. А. Катенин, В. И. Дмитриев. - М.: Академкнига, 2006. - 372 с.
Дмитриев В. И. Практика мореплавания (Practice of navigation) / В. И. Дмитриев. - СПб.: Элмор, 2009. - 231 с.
Железный Г. М. Судоводителям. Опыт и знание: практ. пособие / Г. М. Железный, А. И. Задорожный, В. Н. Щербак; под общ. ред. Г. М. Железного. - Одесса: КП ОГТ, 2009. - 521 с.
Гроховский Владимир Александрович - доктор технических наук, профессор
ФГБОУ «Мурманский государственный технический университет»Меньшиков Вячеслав Иванович - доктор технических наук, профессор
ФГБОУ «Мурманский государственный технический университет»Агарков Сергей Анатольевич - доктор экономических наук, доцент
ФГБОУ «Мурманский государственный технический университет»