УПРАВЛЕНИЕ ПАРОЙ СУДОВ В СИТУАЦИИ ОПАСНОГО СБЛИЖЕНИЯ

Аннотация

Рассмотрено два типа управления парой судов в условиях опасного сближения с целью предупреждения их возможного столкновения. Первый подход к предупреждению столкновения судов представляет собой общепринятое в судовождении локально-независимое управление, при котором необходима координация маневров взаимодействующих опасно сближающихся судов. Поэтому в статье изложен принцип бинарной координации взаимодействия пары судов при опасном сближении в случае их локально-независимого управления. Указываются методы выбора оптимальной стратегии расхождения при этом типе управления. Приводится характеристика второго подхода к управлению пары судов в ситуации опасного сближения, который осуществляется с помощью принципа полного управления системой двух опасно сближающихся судов внешним управленцем. Для этого типа управления рассматривается возможность определения безопасного маневра расхождения изменением курса с помощью использования области опасных курсов. Также рассмотрена возможность безопасного расхождения судов изменением скорости при неизменных курсах, при этом предлагается использование области опасных скоростей при заданных начальных курсах. Рассмотрены достоинства внешнего управления судами и возможные перспективы его использования.

Ключевые слова

предупреждение столкновения судов, типы управления судами при опасном сближении, система бинарной координации, области опасных курсов и опасных скоростей пары судов

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Пятаков Э. Н. Оценка эффективности парных стратегий расходящихся судов / Э. Н. Пятаков, С. И. Заичко // Судовождение. -2008. - № 15. - С. 166-171.
Цымбал Н. Н. Гибкие стратегии расхождения судов / Н. Н. Цымбал, И. А. Бурмака, Е. Е. Тюпиков. - Одесса: КП ОГТ, 2007. - 424 с.
Бурмака И. А. Маневр расхождения трех судов изменением курсов / И. А. Бурмака, А. Ю. Булгаков // Автоматизация судовых технических средств. - 2014. - № 20. - С. 18-23.
Пятаков Э. Н. Взаимодействие судов при расхождении для предупреждения столкновения / Э. Н. Пятаков, Р. Ю. Бужбецкий, И. А. Бурмака, А. Ю. Булгаков. - Херсон: Гринь Д. С., 2015. - 312 с.
Куликов А. М. Оптимальное управление расхождением судов / А. М. Куликов, В. В. Поддубный // Судостроение. - 1984. - № 12. - С. 22-24.
Павлов В. В. Некоторые вопросы алгоритмизации выбора маневра в ситуациях расхождения судов / В. В. Павлов, Н. И. Сеньшин // Кибернетика и вычислительная техника. - 1985. - № 68. - C. 43-45.
Кудряшов В. Е. Синтез алгоритмов безопасного управления судном при расхождении с несколькими объектами / В. Е. Кудряшов // Судостроение. - 1978. - № 5. - С. 35-40.
Вагущенко Л. Л. Расхождение с судами смещением на параллельную линию пути / Л. Л. Вагущенко. - Одесса: Фенікс, 2013. - 180 с.
Сафин И. В. Выбор оптимального маневра расхождения / И. В. Сафин // Автоматизация судовых технических средств. - 2002. - № 7. - С. 115-120.
Бурмака И. А. Экстренная стратегия расхождения при чрезмерном сближении судов / И. А. Бурмака, А. И. Бурмака, Р. Ю. Бужбецкий. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 202 с.
Булгаков А. Ю. Использование опасной области курсов двух судов для выбора допустимого маневра расхождения/ А. Ю. Булгаков // Водный транспорт. - 2014. - № 2 (20). - С. 12-17.
Петриченко Е. А. Описание навигационных опасностей в задаче расхождения судов / Е. А. Петриченко // Судовождение. - 2002. - № 5. - С. 89-95.
Петриченко Е. А. Учет линейной навигационной опасности при расхождении судов / Е. А. Петриченко // Автоматизация судовых технических средств. - 2003. - № 8. - С. 72-76.

Об авторах

Бурмака Игорь Алексеевич - кандидат технических наук, доцент

burmaka-mob@ukr.net

Национальный университет «Одесская морская академия»

Калиниченко Григорий Евгеньевич - аспирант

grerory_k@ukr.net

Национальный университет «Одесская морская академия»

Кулаков Максим Александрович - аспирант

xxx.xxx3.3@ukr.net

Национальный университет «Одесская морская академия»