В статье рассмотрен вопрос разработки алгоритма формирования контейнерного штабеля для обеспечения требуемой видимости с ходового мостика контейнеровоза. Использованы математические методы с геометрическими построениями и практический опыт обеспечения безопасной эксплуатации контейнеровозов. Предложен новый метод ступеней в обеспечении требуемой видимости с ходового мостика и основанный на нем алгоритм формирования контейнерного штабеля на стадии составления грузового плана в соответствии с установленными ограничениями. Отмечается универсальность предложенного метода для использования на контейнеровозах различных архитектурно-конструктивных типов с любым состоянием загрузки. Рассмотрены примеры расчетов в соответствии с предложенным алгоритмом с использованием реальных параметров крупнотоннажного контейнеровоза, подтверждающие работоспособность и эффективность методики. Обоснована практическая целесообразность включения предложенного алгоритма в качестве расчетного модуля грузовых программ контейнеровозов для обеспечения их безопасной эксплуатации.
суда-контейнеровозы, видимость с ходового мостика, мертвая зона видимости, контейнерный штабель, контейнерный грузовой план, безопасность судоходства
Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). - СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2015. - 1087 с.
Japan Transport Safety Board. Marine Accident Investigation Report MA 2015-10 / JTSB. - Tokyo, 2015.
Report on investigation into marine accident m/v Godafoss V2PM7 grounding in Loperen, Hvaler on 17 February 2011 / AIBN. - Lillestrom: Accident Investigation Board Norway, 2012. - 86 p.
Логиновский В. А. Моделирование оценки вероятности посадки судна на грунт с помощью нечетких чисел / В. А. Логиновский, А. А. Струков // Журнал Университета водных коммуникаций. - 2013. - № 1 (20). - C. 89-96.
Некрасов С. Н. Комбинированный метод оценки навигационной безопасности при плавании по внутренним водным путям / С. Н. Некрасов, А. А. Прохоренков // Журнал Университета водных коммуникаций. - 2011. - № 1. - C. 106-108.
Царик Р. С. Перспективы развития судов контейнеровозов / Р. С. Царик, Д. А. Акмайкин // Материалы юбилейной десятой междунар. науч.-практ. конф. «Проблемы транспорта Дальнего Востока». - Владивосток, 2013. - C. 149-154.
Pacino D. Fast generation of container vessel stowage plans. PhD Thesis. / D. Pacino. - Copenhagen: IT University, 2012. - 104 p.
XVELA. PowerStow Brochure. - USA, Oakland: XVELA, 2015. - 4 p.
StowMan: Case Study. - Germany, Schenefeld: Interschalt Maritime Systems AG, 2015. - 76 p.
The Panama Canal Authority. Advisory to Shipping No. A-17-2012. - Panama: PCA, 2012. - 3 p.
Zeng M. Automated stowage planning for large containerships with improved safety and stability / M. Zeng, M. Y. H. Low, W. J. Hsu, S. Y. Huang, F. Liu, C. A. Win // Proceedings of the Winter Simulation Conference. - Winter Simulation Conference, 2010. - Pp. 1976-1989.
Царик Р. С. Управление рисками и снижение аварийности в морских контейнерных перевозках / Р. С. Царик, Д. А. Акмайкин, М. А. Москаленко, С. В. Лосев // Транспорт: наука, техника, управление. - 2015. - № 2. - C. 37-42.
Царик Р. С. Анализ причин и возможностей учета деформаций корпуса контейнеровоза / Р. С. Царик, Д. А. Акмайкин // Вестник государственного морского университета им. адм. Ф. Ф. Ушакова. - 2015. - № 2 (11). - C. 39-41.
Сазонов А. Е. Использование метода экспертных отношений предпочтения для оценки уровня совершенства системы управления безопасностью морского судна / А. Е. Сазонов, Г. С. Осипов, В. Д. Клименко // Журнал Университета водных коммуникаций. - 2013. - № 3 (19). - C. 94-104.
Царик Руслан Станиславович - аспирант
МГУ им. адм. Г.И. НевельскогоАкмайкин Денис Александрович - кандидат физико-математических наук, доцент
МГУ им. адм. Г.И. Невельского