Статья посвящена проблеме обеспечения навигационной безопасности движения морских судов. Рассматривается задача построения информационной системы, оценивающей параметры безопасного движения судна и обеспечивающей поддержку принятия решений по предотвращению опасного сближения судов. Представлены варианты модели многоуровневой оценки риска опасного сближения двух судов: дискретной модели, дающей оценку степени опасности ситуации типа «высокая», «средняя», «низкая» и непрерывной модели, базирующейся на идеях систем нечёткой логики. На основе сочетания этих моделей с классическим подходом построения «области манёвра» предложен новый способ визуализации множества опасных / безопасных скоростей и курсов движения судов. Проведены испытания разработанной системы на реальных данных трафика залива Находка, демонстрирующие применимость системы для оценки и представления параметров траектории безопасного движения судна в типичных ситуациях. Использование разработанного подхода для одновременной визуализации данных о движении «на берегу» и «на борту» даёт возможность согласовать действия оператора береговой системы управления движением судов и судоводителя.
управление движением судов, опасное сближение, траектория движения, маневрирование судна, нечеткая система
Tam Ch. K. Review of collision avoidance and path planning methods for ships in close range encounters / Ch. K. Tam, R. Bucknall, A. Greig // Journal of Navigation. - 2009. - Vol. 62. - Is. 03. - Pp. 455-476. DOI: 10.1017/S0373463308005134.
Акмайкин Д. А. Совместное определение параметров цели с помощью судовой РЛС и транспондера АИС / Д. А. Акмайкин, Д. Б. Хоменко // Эксплуатация морского транспорта. - 2010. - № 4. - С. 48-51.
Сметанин С. И. Способ реализации программной веб-части системы спутникового мониторинга / С. И. Сметанин, В. А. Игнатюк, А. А. Евстифеев // Информационные технологии. - 2015. -Т. 21. - № 6. - С. 448-455.
Hughes С. T. When is a VTS is not a VTS / С. T. Hughes // Journal of Navigation. - 2009. - Vol. 62. - Is. 3. - Pp. 439-442. DOI: 10.1017/S0373463309005396.
Малеев П. И. Особенности, состояние и перспективы развития e-навигации морских объектов / П. И. Малеев, Н. И. Леденев // Навигация и гидрография. - 2012. - № 33. - С. 16-20.
Degre T. A collision avoidance system / T. Degre, X. Lefevre // Journal of Navigation. - 1981. - Vol. 34. - Is. 02. - Pp. 294-302. DOI: 10.1017/S0373463300021408.
Mitrofanov O. An anti-collision indicator / O. Mitrofanov // Journal of Navigation. - 1968. - Vol. 21. - Is. 02. - Pp. 163-170. DOI: 10.1017/S0373463300030319.
Гриняк В. М. Модель вероятностного типа для задачи предупреждения об опасном сближении морских судов / В. М. Гриняк, М. В. Трофимов // Транспорт: наука, техника, управление. - 2015. - № 10. - С. 18-22.
Гриняк В. М. Система экспертного оценивания состояния навигационной безопасности морской акватории на основе нейро-нечёткой сети / В. М. Гриняк, А. С. Девятисильный // Проблемы управления. - 2015. - № 4. - С. 58-65.
Гриняк В. М. Нечеткая система распознавания опасного сближения судов на морских акваториях / В. М. Гриняк, А. С. Девятисильный // Вестник компьютерных и информационных технологий. - 2014. - № 11 (125). - С. 36-42.
Szlapczynski R. A target information display for visualising collision avoidance manoeuvres in various visibility conditions / R. Szlapczynski, J. Szlapczynska // Journal of Navigation. - 2015. - Vol. 68. - Is. 06. - Pp. 1041-1055. DOI: 10.1017/S0373463315000296.
Бурмака А. И. Стратегия расхождения судов в ситуации чрезмерного сближения / А. И. Бурмака // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 1 (23). - С. 20-22.
Некрасов С. Н. Вычисление гарантированного курса расхождения при опасности сближения вплотную / С. Н. Некрасов, Д. В. Трененков, К. И. Ефимов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 1 (29). - С. 1-15.
Смоленцев С. В. Автоматический синтез решений по расхождению судов в море / С. В. Смоленцев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 2 (36). - С. 7-16.
Дерябин В. В. Исследование отказоустойчивости нейросетевой системы счисления пути судна / В. В. Дерябин // Транспорт: наука, техника, управление. - 2015. - № 9. - С. 46-51.
Девятисильный А. С. Информационно-технологические аспекты обеспечения безопасности движения на морских акваториях / А. С. Девятисильный, В. М. Дорожко, В. М. Гриняк // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. - 2003. - № 7. - С. 11-14.
Коноплев М. А. Применение аппарата нечеткой логики для определения уровня опасности столкновения / М. А. Коноплев // Эксплуатация морского транспорта. - 2009. - № 2. - С. 34-39.
Бобырь М. В. Влияние числа правил на обучение нечетко-логической системы / М. В. Бобырь // Вестник компьютерных и информационных технологий. - 2014. - № 11 (125). - С. 28-35.
Лелеков С. Г. Нечёткий вывод в адаптивных таксономических экспертных системах / С. Г. Лелеков, А. М. Лях // Информационные технологии. - 2015. - Т. 21. - № 12. - С. 890-895.
Головченко Б. С. Информационная система сбора данных трафика морской акватории / Б. С. Головченко, В. М. Гриняк // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. - 2014. - № 8. - С. 24-28.
Гриняк Виктор Михайлович - кандидат технических наук, доцент
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»Трофимов Максим Валерьевич - инженер
ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»Люлько Виктор Иванович - старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»