ОЦЕНКА ДОПУСТИМОГО ОТКЛОНЕНИЯ ПУТИ СУДНА ОТ ОБСЛЕДОВАННОЙ ПОЛОСЫ

Аннотация

Статья посвящена проблеме разработке количественных показателей и методик оценки безопасного плавания по высокоширотным трассам Северного морского пути (СМП). В ней рассмотрены навигационные особенности арктического мореплавания. Приведены сравнительные статистические данные об интенсивности судоходства в периоды летне-осенней и зимне-весенней навигации в восточном и западном секторах Арктики. Отмечены основные тенденции и перспективы СМП, связанные с увеличением интенсивности арктического судоходства и увеличением доли крупнотоннажных судов. Приведен обзор методов оценки вероятности навигационных аварий, связанных с недостаточной гидрографической изученностью рельефа дна. Отмечается, что в условиях мелководья и недостаточной изученности рельефа дна движение судов в акватории СМП организовано по рекомендованным маршрутам, а движение крупнотоннажных судов - по полосам, в пределах которых выполнено площадное обследование. Поставлен вопрос о допустимом отклонении пути судна от рекомендованной полосы движения. Перечислены условия, при которых решение этого вопроса приобретает важное практическое значение. Для оценки допустимого отклонения пути судна от обследованной полосы предложено использовать метод статистического прогнозирования временных трендов, адаптированный к задачам проектирования арктических водных путей с учетом геоморфологических особенностей шельфа арктических морей. В работе определены необходимые критерии и приведены основные расчетные формулы, позволяющие оценить величину допустимого отклонения пути судна вправо и влево от обследованной полосы в зависимости от её ширины, характера рельефа дна и уровня доверительной вероятности. Приведены основные результаты анализа полученных формул. Дана общая оценка разработанного метода и определены направления его совершенствования.

Ключевые слова

Северный морской путь, площадное обследование, отклонение пути судна, минимальные глубины, доверительный интервал, Northern sea route

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Федеральный закон № 132-ФЗ от 28.07.2012. О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути.
Решетняк С. В. Гидрографическая изученность подводного рельефа арктических морей России / С. В. Решетняк // Геодезия и картография. - 2006. - № 4. - С. 57-60.
Афонин А. Б. Разработка методов оценки проходных глубин на трассах Северного морского пути в зависимости от подробности съемки рельефа дна / А. Б. Афонин, Е. О. Ольховик, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 4 (38). - С. 62-68. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-4-62-68.
Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 № ПР-1969).
Смирнов А. А. Перспективы развития Северного морского пути (к 55-летию атомного ледокольного флота России) / А. А. Смирнов, С. А. Головинский // Арктика: экология и экономика. - 2014. - № 4 (16). - С. 108-114.
Zhao H. Study on Economic Evaluation of Northern Sea Route: Taking Voyage of Yong Sheng as an Example / H. Zhao, H. Hu // Transportation Research Board 95th Annual Meeting. - 2016. - № 16-6420.
Збаращенко В. С. Арктическая контейнерная линия Мурманск - Петропавловск - Мурманск / В. С. Збаращенко // Вторая международная конф. «Транспорт и логистика в Арктике - 2016». - 2016. - С. 61-67.
Администрация Северного морского пути [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://asmp.morflot.ru/ (дата обращения: 23.06.16).
International Maritime organization (IMO). Maritime Safety Committee // Formal Safety Assessment, Consolidated text of the Guidelines for Formal Safety Assessment (FSA) for use in the IMO rule-making process/ MSC/ Circ. 1023-MEPC/Circ. 392. - May 2007.
Логиновский В. А. Моделирование оценки вероятности посадки судна на грунт с помощью нечетких чисел / В. А. Логиновский, А. А. Струков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2013. - № 1 (20). - С. 89-96.
Тезиков А. Л. Оценка плотности распределения вероятности локальных поднятий дна в междугалсовом пространстве/ А. Л. Тезиков, С. В. Решетняк // Навигация и гидрография. - 2006. - № 23. - С. 111-115.
Решетняк С. В. Метод численной оценки параметров локальных поднятий поверхности морского дна при выполнении морского промера / С. В. Решетняк, А. Л. Тезиков, В. Ю. Бахмутов // Навигация и гидрография. - 2006. - № 23. - С. 116-119.
Решетняк С. В. Ранжирование трасс Севморпути по критерию гидрографической обеспеченности / С. В. Решетняк, А. Б. Афонин, А. Л. Тезиков // Эксплуатация морского транспорта. - 2008. - № 3. - С. 55-57.
ФГУП «Гидрографическое предприятие» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - Режим доступа: http://www.hydro-state.ru/ (дата обращения - 23.06.2016).
Дрейпер Н. Прикладной регрессионный анализ / Н. Дрейпер, Г. Смит. - Издат. дом «Вильямс», 2007. - 912 с.
Дуброва Т. А. Статистические методы прогнозирования в экономике / Т. А. Дуброва. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. - 50 с.
Алексеев С. П. Арктический шельф России - новые представления о рельефе дна бассейна / С. П. Алексеев, И. С. Грамберг, А. А. Комарицын, Г. Д. Нарышкин // Навигация и гидрография. - 2001. - № 12. - С. 9-13.

Об авторах

Королев Иван Юрьевич - аспирант

i.korolev@fertoing.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»