В данной статье рассматривается разработка моделей и процедур интервальной оценки результатов контроля знаний в компьютерных системах с применением методов, основанных на законах биноминального распределения и геометрического распределения как частного случая отрицательного биноминального распределения. Предложен новый переход от точечных оценок эмпирической частости успешного выполнения тестовых заданий к интервальным оценкам вероятности этой успешности, позволяющим определять погрешность и доверительный интервал полученных оценок. Также разработаны модели критериально-ориентированного оценивания в компьютерных системах тестирования, доказано, что данные модели повышают результаты текущего педагогического контроля. Для того чтобы осуществлять военно-профессиональную подготовку специалистов ВМФ, необходима соответствующая учебно-материальная база. Основу такой базы раньше всегда составляли действующие учебные и тренировочные образцы военной техники и вооружения, которые ранее поступали в военно-морские учебные заведения в достаточном количестве и обеспечивали необходимый уровень как теоретической, так и практической подготовки будущих офицеров ВМФ. В результате резкого сокращения в 1990 гг. отраслей военно-промышленного комплекса, разрабатывающих технику и вооружения для ВМФ, новейшие образцы этой техники и вооружений теперь изготовляются не сериями, а отдельными экземплярами. Вопрос о производстве учебных и тренировочных образцов не стоит вообще. В этих условиях в качестве единственного средства, способного обеспечить военно-профессиональную подготовку, могут рассматриваться только виртуальные аналоги образцов военной техники и вооружения, разрабатываемые средствами информационных технологий, т. е. тренажерно-обучающие системы ВМФ. Разработка и применение предлагаемых в данной статье моделей интервального оценивания результатов критериально-ориентированного тестирования обеспечивает переход от точечных оценок эмпирической частости к оценкам вероятности правильного действия, которые имеют количественно оцениваемый доверительный интервал. Последнее обеспечивает применение этих моделей для решения задачи автоматизации управления процессом критериально-ориентированного тестирования в целях обеспечения его оперативности путем остановки процедуры предъявления техническое задание после получения оценки заданной достоверности.
доверительный интервал, интервальная оценка, компьютерная система тестирования, критериально-ориентированное тестирование, биноминальный закон распределения
Аванесова Т. П. Электронное обучение: учеб. пособие / Т. П. Аванесова, А. Н. Печников, А. Н. Шиков. - СПб.: Изд-во Военной академии связи, 2014. - 73 c.
Евсигнеев А. Е. Концепция развития тестовой технологии контроля уровня обученности студентов в системе профессионального образования России. [Электронный ресурс] / А. Е. Евсигнеев. - Режим доступа: http://www.vevivi.ru/best/downloads.html&req=download&code=confirm_download&id=156184 (дата обращения: 07.11.2016).
Наумов В. Н. Теоретические основы представления содержания профессиональной подготовки специалистов ВМФ в интеллектуальных обучающих системах: дис.. д-ра воен. наук / В. Н. Наумов. - СПб.: ВВМИРЭ им. А. С. Попова, 1994. - 296 с.
Переверзев В. Ю. Технология разработки тестовых заданий: справ. рук. / В. Ю. Переверзев. - М.: Е-Медиа, 2005. - 265 с.
Печников А. Н. О соответствии результатов критериально ориентированного тестирования целям текущего педагогического контроля / А. Н. Печников, Д. А. Печников // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2015. - № 10-5. - С. 74-85.
Аванесов B. C. Композиция тестовых заданий: учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов / B. C. Аванесов. - 4-е изд. - М.: Центр тестирования, 2002. - 237 с.
Ким В. С. Тестирование учебных достижений: монография / В. С. Ким. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2007. - 214 с.
Печников А. Н. Решение задач текущего педагогического контроля на основе анализа результатов критериально-ориентированного тестирования / А. Н. Печников, Д. А. Печников // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18. - № 2. - С. 489-513.
Иванов В. Н. Метод автоматизированной оценки качества профессиональной деятельности в корабельных автоматизированных системах: дис.. канд. воен. наук / В. Н. Иванов. - СПб: ВМИРЭ, 2009. - 187 с.
Печников А. Н. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения. / А. Н. Печников, Ю. А. Ветров. - СПб.: Изд-во БГТУ, 2002. - Ч. 1. Концепция систем автоматизированного обучения и моделирование процессов деятельности. Кн. 1. - 195 с.
Ван дер Варден Б. Л. Математическая статистика / Б. Л. Ван дер Варден: пер. с нем. - М.: Иностранная литература, 1960. - 436 с.
Печников А. Н. Комплекс методов и моделей оценки качества и эффективности деятельности операторов вооружения и военной техники в тренажерно-обучающих системах ВМФ: дис.. д-ра техн. наук / А. Н. Печников. - СПб.: СПбГЭТУ, 2011. - 343 с.
Печников А. Н. Генератор оценки / А. Н. Печников, А. М. Стручков, Е. В. Хекерт, [и др.]. - Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ №2009613362 от 26.06.2009.
Платов А. Н. Автоматизация управления контролем подготовки на тренажерах ВМФ: дис.. канд. техн. наук / А. Н. Платов. - СПб.: 1 ЦНИИ МО РФ, 2000. - 125 с.
Пузырев В. Ю. Диагностика деятельности операторов корабельных электромеханических систем в специализированных тренажерах ВМФ: дис. … канд. техн. наук / В. Ю. Пузырев. - Новороссийск: НГМА, 2005. - 129 с.
Челышкова М. Б. Адаптивное тестирование в образовании (теория, методология, технология) / М. Б. Челышкова. - М: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 165 с.
Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие / М. Б. Челышкова. - М.: Логос, 2002. - 432 с.
Печников Денис Андреевич - кандидат технических наук, доцент
Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова