На основе анализа общемировых тенденций к появлению портоориентированных логистических кластеров выявлено усиление роли морских грузовых фронтов, которые во многом определяют эффективность работы этих капиталоемких инфраструктурных объектов транспортной индустрии. Показано, что морские порты и грузовые терминалы служат местом столкновения интересов многих участников: от государственных органов и частных инвесторов до судовых агентов и экспедиторов. Установлено, что основным противоречием явлеяется кофликт интересов перевозчиков и портовых операторов портов: первые всегда хотят видеть порт бездействующим в ожидании прибытия их судов, а последние - иметь все причалы занятыми грузовой работой. Показано, что это противоречие для своего разрешения требует установления оптимального баланса основных характеристик системы обслуживания. Сформулирована задача расчета (оценки) пропускной способности комплексного причального фронта портоориентированного логистического кластера. Установлено противоречие между требованиями практики и существующими аналитическими методами расчета основных элементов портовой инфраструктуры, рекомендуемых к использованию нормами технологического проектирования портов. Раскрыты методические причины возникновения выявленного противоречия. Проанализированы методологические причины неприемлемости расчетов, основанных на теории массового обслуживания, к идентифицированной предметной области. Предложены методы оценки потребности портоориентированного логистического кластера в причальных фронтах, основанные на имитационном моделировании комплекса неоднородных причалов. Неоднородность причалов допускается как по виду груза и типам судов, составляющих совокупный грузопоток портоориентированного логистического кластера, так и по ограничениям в их обработке на различных причалах, возникающих вследствие коммерческих ограничений. Приведены результаты экспериментов, доказывающих адекватность и результативность предлагаемой методики для оценки комплексной потребности портоориентированного логистического кластера в причальных фронтах.
логистические кластеры, методы расчета морского порта, теория массового обслуживания, имитационное моделирование, queuing theory
Кузнецов А. Л. Транспортный узел: к вопросу об организации деятельности / А. Л. Кузнецов, Я. Я. Эглит, А. В. Кириченко // Транспорт Российской Федерации. - 2013. - № 1 (44). - С. 30-33.
Кириченко А. В. Взаимоотношения города и порта: Эволюция и перспективы / А. В. Кириченко, А. Л. Кузнецов // Транспорт Российской Федерации. - 2014. - № 1 (50). - С. 12-15.
Кузнецов А. Л. Пространственное развитие портов / А. Л. Кузнецов, А. В. Галин // Инновации. - 2015. - № 2 (208). - С. 115-120.
Кузнецов А. Л. Генезис моделей развития портов в современной транспортной науке / А. Л. Кузнецов, А. В. Галин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 2 (30). - С. 141-153.
Кузнецов А. Л. Классификация и функциональное моделирование эшелонированных контейнерных терминалов / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, А. А. Давыденко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 6 (34). - C. 7-16.
Kuznetsov A. L. Simulation tool for service quality and berth occupation assessment / A. L. Kuznetsov, A. V. Kirichenko // Proceedings of the 15th International Conference Reliability and Statistics in Transportation and Communication (RelSta’15), 21-24 October 2015, Riga, Latvia. - 2015. - P. 40.
Кузнецов А. Л. Схемы обработки морских торговых судов с контейнеризированным грузом / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко // Транспорт Российской Федерации. - 2014. - Тематическое приложение 1. - С. 45-47.
Нормы технологического проектирования морских портов. РД 31.3.05-97. - М.: Министерство транспорта Российской Федерации, 1998. - 177 с.
Port development. A handbook for planners in developing countries. - Second edition. - New York: UNCTAD, 1985. - 228 p.
Kuznetsov A. L. Simulation for Service Quality and Berths Occupancy Assessment / A. L. Kuznetsov, V. Kirichenko // TransNav: International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. - 2016. - Vol. 10. - Nr. 3. - Pp. 489-492. DOI: 10.12716/1001.10.03.14.
Давыденко Александр Александрович - кандидат экономических наук. Председатель
Исполнительный комитет Координационного транспортного совещания государств-участников Содружества Независимых ГосударствКитиков Алексей Николаевич - аспирант
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»