Современные процессы пассажирских терминалов характеризуются динамической изменчивостью, необходимостью учета разнородных параметров, критериев безопасности, анализа надежности, а также непрерывного исследования процессов обработки пассажиров. Для любого современного терминала необходимо использование инструмента для моделирования пассажирских потоков (некоторой транспортной модели) с целью получения аналитической информации, касающейся операционной деятельности для принятия решения о работе служб порта, о количестве необходимого персонала для обслуживания пассажиров, в соответствии с исходным расписанием заходов судов, о решении группы задач прогнозирования работы терминала. Объектом исследования в работе выбран Пассажирский порт Санкт-Петербург«Морской фасад». Особую сложность вызывает выбор математической модели и практические условия внедрения транспортной модели на конкретный объект. В статье рассмотрен подход анализа операционных процессов с использованием теории надежности, приводятся условия использования графовых моделей. Качественное применение моделей теории надежности требует большого объема статистической информации о работе терминала, что является, на практике, условием ограничения использования данного подхода. Предложен метод определения потенциальных центров скопления пассажиропотоков сиспользованием геометрических особенностей терминала. Для исследования пассажирских потоков предложено использование логистической цепи перемещения пассажиров. В статье предложена новая логика программного инструментария, отражающего операционные процессы в морском пассажирском терминале. В логику инструмента внесены условия фиксации сбоев и задержек. Особое внимание уделено условиям применения и внедрения разработанного инструментария в реальные процессы пассажирского терминала. Рассматриваются достоинства использования подобных систем при их внедрении на начальных этапах эксплуатации терминала. Дополнительно в работе сделан вывод об эффективности использования подобных систем для анализа правильности организации внутреннего пространства терминала. Результатом исследования являются примеры аналитической информации по прогнозу операционной деятельности терминала, по анализу загруженности и эффективности организации.
транспортные процессы, математическое моделирование, имитационное моделирование, пассажиропоток
Пассажирский порт Санкт-Петербург [Электронный ресурс]: Офиц. сайт. - Режим доступа: http:// www.portspb.ru/ (дата обращения - 11.10.2016).
Майоров Н. Н. Практические задачи моделирования транспортных систем / Н. Н. Майоров, В. А. Фетисов. - СПб.: Изд-во ГУАП, 2012. - 185 c.
Майоров Н. Н. Исследование состояний контейнерного терминала на основе транспортной модели и имитационного моделирования / Н. Н. Майоров, А. В. Кириченко, В. А. Фетисов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 3 (37). - С. 7-15.
Сольницев Р. И. Модели и методы принятия проектных решений / Р. И. Сольницев. - СПб: ЛЭТИ, 2010. - 68 c.
Понятовский В. В. Морские порты и транспорт (эволюция) / В. В. Понятовский. - М.: МГАВТ, 2006. - 429 с.
Handbook of Terminal Planning /edited by J. W. Böse. - Springer Science+Business Media, LLC, 78 2011. - 456 p. DOI: 10.1007/978-1-4419-8408-1.
Кириченко А. В. Введение в транспортную логистику / А. В. Кириченко, А. Л. Кузнецов, О. А. Ражев [и др.]. - СПб.: Изд-во ГУАП, 2011. - 228 с.
Каталевский Д. Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении / Д. Ю. Каталевский.- М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2015. - 496 с.
Helbing D. Self-organizing pedestrian movement / D. Helbing, P. Molnár, I. Farkas, K. Bolay // Environment and Planning B: planning and design. - 2001. - Vol. 28. - No. 3. - Pp. 361-383. DOI: 10.1068/b2697.
Gipps P. G. A micro-simulation model for pedestrian flows / P. G. Gipps, B. Marksjö // Mathematics and computers in simulation. - 1985. - Vol. 27. - Is. 2-3. - Pp. 95-105. DOI:10.1016/0378-4754(85)90027-8.
Akopov A. S. Simulation of human crowd behavior in extreme situations / A. S. Akopov, L. A. Beklaryan // International Journal of Pure and Applied Mathematics. - 2012. - Vol. 79. - No. 1. - Pp. 121-138.
Helbing D. Simulation of pedestrian crowds in normal and evacuation situations / D. Helbing, I. Farkas, P. Molnar, T. Vicsek // Pedestrian and evacuation dynamics. - 2002. - Vol. 21. - № 2. - Pp. 21-58.
Бекларян А. Л. Имитационная модель поведения толпы в среде разработки AnyLogic / А. Л. Бекларян // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 9. - С. 40-53. DOI: 10.18097/1994-0866-2015-0-9-40-53.
Jugović A. Organization of Maritime Passenger Ports / A. Jugović, V. Mezak, G. Nikolić // Pomorskizbornik. - 2006. - Vol. 44. -Is. 1. - Pp. 93-104.
Anylogic [Электронный ресурс]: Офиц. сайт. - Режим доступа: www.anylogic.ru (дата обращения - 20.10.2016).
Майоров Николай Николаевич - кандидат технических наук, доцент
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»Фетисов Владимир Андреевич - доктор технических наук, профессор
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»