МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ДОХОДНОСТИ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ ПРИ ИХ НЕДОГРУЗКЕ

Аннотация

Эффективная работа транспортно-логистической сети зависит от качества функционирования составляющих ее звеньев, в том числе и морских портов. Очень важно, чтобы расчетный грузооборот портов соответствовал фактическому грузопотоку, проходящему через порт. Несоответствие расчетного и действительного грузооборотов ведет к дополнительным расходам в доставке грузов, негативно сказывающимся на конечной себестоимости перемещаемой продукции. Особенно актуальным этот вопрос является для контейнеризированных грузов, так как большинство готовой продукции и товаров народного потребления перемещается от производителя к потребителю именно в этой форме. Контейнерные терминалы Финского залива являются основными «воротами» для экспортного и импортного грузопотоков, составляющих внешнеторговые операции предприятий Российской Федерации. Именно поэтому в статье подробно рассмотрена ситуация, сложившаяся в кластере российских контейнерных терминалов Финского залива: «Моби-Дик», «Петролеспорт», «Контейнерный терминал Санкт-Петербург»,«Первый контейнерный терминал», «Морской рыбный порт» «Усть-Лужский Контейнерный Терминал»,порт «Бронка». Проведенный в статье анализ вскрывает сложившийся дисбаланс между техническими возможностями терминалов и существующим грузопотоком, а также имеющуюся тенденцию к росту данного дисбаланса. Для определения программы развития кластера морских контейнерных терминалов очевидной становится потребность в разработке объективного инструмента оценки доходности контейнерных терминалов при их недогрузке. В статье описывается разработанная авторами методика, которая позволяет рассчитать доходность контейнерных терминалов при различных вариантах развития грузопотока и рационально обосновать концепцию развития кластера морских контейнерных портов, обеспечивающую максимальную доходность при прогнозируемых вариантах развития грузопотока.

Ключевые слова

кластер морских контейнерных портов, контейнерный грузопоток, логистические цепочки доставки грузов

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. - М.: Росморпорт, 2012. - 170 с.
Галин А. В. Сухие порты как часть транспортной инфраструктуры. Направления развития / А. В. Галин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 2 (24). - С. 87-89.
Кузнецов А. Л. Пространственное развитие портов / А. Л. Кузнецов, А. В. Галин // Инновации. - 2015. - № 2 (208). - С. 115-120.
Галин А. В. Задачи совершенствования технологического процесса наземной транспортировки контейнеризированных грузов в рамках единой системы интермодальных перевозок / А. В. Галин // Транспортное дело России. - 2013. - № 4. - С. 75-76.
Review of Maritime Transport 2015. - USA, New York: UNCTAD, 2015. - 122 p.
Кириченко А. В. Заводы и порты: механика симбиоза / А. В. Кириченко, А. Л. Кузнецов // Логистика: современные тенденции развития. - Ч. 1: материалы XV Межд. науч.-практ. конф. - СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2016. - С. 157-160.
Кузнецов А. Л. Кибернетический метод управления развитием морских портов / А. Л. Кузнецов, А. В. Галин // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2016. - № 3. - С. 93-97.
Кузнецов А. Л. Имитационное моделирование как инструмент проектирования морских и наземных контейнерных терминалов / А. Л. Кузнецов, В. А. Блудкина // Тезисы докладов научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и курсантов. - СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2008. - С. 237-240.
Кузнецов А. Л. Базовая модель логистических потоков через контейнерный терминал / А. Л. Кузнецов, Е. Ю. Козлова // Эксплуатация морского транспорта. - 2008. - № 2. - С. 18-20.
Кузнецов А. Л. Синергетика как методологическая основа развития базовой инфраструктуры портоориентированной логистики / А. Л. Кузнецов, А. В. Галин, А. В. Кириченко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 6 (40). - С. 19-34. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-6-19-34.

Об авторах

Кузнецов Александр Львович - доктор технических наук, профессор

thunder1950@yandex.ru. kaf_pgt@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Галин Александр Валентинович - кандидат технических наук, доцент

galin2403@gmail.com. kaf_uts@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Горынцев Михаил Николаевич - кандидат технических наук, первый заместитель генерального директора по проектированию, изысканиям и научным исследованиям в области морского транспорта

mikhail.goryntsev@lmniip.spb.ru

АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ»