ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТНОГО РЕЖИМА СУДОВ НА ОТКРЫТОМ ПРЯМОЛИНЕЙНОМ УЧАСТКЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО МОРСКОГО КАНАЛА

Аннотация

Приведены описание процедуры и результаты длительного АИС-мониторинга скоростного режима судов, следующих по открытому прямолинейному участку Калининградского морского канала.В целях мониторинга использована информация, размещаемая в открытых официальных источниках: мгновенные значения скорости судов как непосредственно в момент прохода канала, так и за прошедший период, а также осадка судов (сайт marinetraffic.com), суточный план-график и журнал движения судов в порту Калининград (сайт ФГБУ «Администрации морских портов Балтийского моря»).В течение мониторинга, в период с 20 июля 2015 по 20 июля 2016 г., произведены наблюдения в отношении 2518 проходов судов как на выход из порта, так и на вход в порт Калининград. Для каждого из судов было зафиксировано максимальное значение скорости, достигнутое на исследуемом участке. В результате обработки всего массива данных о скорости судов определено, что 16,8 % проходов сопровождалось нарушением (превышением) абсолютного ограничения скорости, равного 10 уз, а в более половине случаев (52,9 %) суда шли со скоростью, превышающей разрешенную нормативным документом («Обязательными постановлениями») для их осадки. Около 70 % нарушений скоростного режима характеризовалось превышением скорости не более чем на 1 уз. В 21,6 % случаев превышение находилось в пределах 1 -2 уз. Наибольшее из зафиксированных значений скорости составило 12,8 уз, а максимальное превышение - 4,8 уз. Результаты представленного мониторинга могут быть использованы в качестве информационной базы для комплексного исследования проблем обеспечения безопасности движения судов в портах и на подходах к ним.

Ключевые слова

Калининградский морской канал, скоростной режим, мониторинг, Kaliningrad Sea Canal

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Коростылев И. Ф. Столкновение судов и их причины / И. Ф. Коростылёв // Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. - 2012. - № 25. - С. 69-74.
Андреев Ю. Г. Способ выбора допустимой скорости прохода судов под мостами / Ю. Г. Андреев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2012. - № 3. - С. 171-175.
Бобровский Д. И. О выборе безопасной скорости судна при вхождении в поворот / Д. И. Бобровский // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2007. - № 1. - С. 77-79.
Коноплев М. А. Применение аппарата нечёткой логики для определения понятия «безопасная скорость» / М. А. Коноплев // Эксплуатация морского транспорта. - 2008. - № 3. - С. 37-41.
Седова Н. А. Системы поддержки принятия решений для определения безопасной скорости судна / Н. А. Седова, В. А. Седов // Информационные технологии. Радиоэлектроника. Телекоммуникации. - 2016. - № 6-2. - С. 204-210.
Седова Н. А. Удержание судна на курсе на базе нечёткой логики с учётом скорости судна / Н. А. Седова, В. С. Перечёсов, В. А. Седов / Автоматизация процессов управления. - 2013. - № 2 (32). - С. 74-79.
Общие правила плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним (утв. приказом Минтранса РФ №140 от 20.08.2009, в ред. приказа Минтранса РФ № 69 от 22.03.2010).
Обязательные постановления в морском порту Калининград (утв. Приказом Минтранса РФ № 335 от 05.11.2013).
Савельев В. Научная школа лазерной навигации в МГАВТ: пример развития инновационных технологий / В. Савельев, С. Чибиряев // Речной транспорт (XXI век). - 2007. - № 2. - С. 63-64.
Ермаков С. В. Оценка безопасности излучения лазерных створных маяков / С. В. Ермаков // Безопасность жизнедеятельности. - 2015. - № 1 (180). - С. 15-21.
Ермаков С. В. Результаты мониторинга минимальной скорости судов при прохождении открытого прямолинейного участка Калининградского морского канала // Инновационная наука. - 2016. - № 8-2. - С. 38-40.
Головченко Б. С. Сбор данных о движении судов с сайта marinetraffic.com / Б. С. Головченко // Информационные технологии. Радиоэлектроника. Телекоммуникации. - 2013. - № 3. - С. 74-81.
Головченко Б. С. Информационная система сбора данных о движении судов на морской акватории / Б. С. Головченко, В. М. Гриняк // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 2 (24). - С. 156-162.
Головченко Б. С. Информационная система сбора данных трафика морской акватории / Б. С. Головченко, В. М. Гриняк // Научно-техническая информация. - Серия 2. Информационные процессы и системы. - 2014. - № 8. - С. 24-28.
Гриняк В. М. О планировании вычислительных экспериментов при исследовании методов обеспечения безопасности коллективного движения судов / В. М. Гриняк, А. С. Аникеева, Н. Ю. Васильченко, Е. Г. Гусев // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 4-2. - С. 230-234.

Об авторах

Ермаков Сергей Владимирович - старший преподаватель

esv.klgd@mail.ru

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота ФГБОУ ВО «КГТУ»