В статье рассматриваются вопросы влияния пропускной способности входных ворот автомобильного грузового фронта на показатели работы морского грузового терминала. Для изучения данных вопросов используются современные методы имитационного моделирования. При помощи специализированного программного обеспечения разработана модель грузового терминала в укрупненном виде. Рассмотрена общая логика построения модели и конкретная реализация в выбранной программной среде. Исследование сфокусировано на процессах, определяющих работу входных ворот грузового терминала. К таким процессам, в первую очередь, относится оформление документов на въезд и подача заявки в зону погрузочно-разгрузочных работ. Также моделируется процесс осуществления досмотровых операций на входных воротах. Пропускная способность входных ворот со стороны автомобильного грузового фронта зависит от количества одновременно открытых полос для досмотра транспортных средств. Дальнейшие процессы внутри грузового терминала моделируются в общем виде. Перемещения груза после обработки транспортных средств в зонах проведения погрузочно-разгрузочных работ не рассматривается. Созданная модель проверена при помощи методов теории массового обслуживания, по-прежнему являющейся актуальной для транспортных процессов [1]. С этой целью проведена серия экспериментов на модели, результаты которой сравнивались с результатами предварительных расчетов. Для выявления влияния переменных характеристик комплекса входных ворот на показатели работы терминала в целом проведена еще одна серия экспериментов. Помимо влияния характеристик непосредственно комплекса входных ворот, рассматривается влияние общих факторов, таких как равномерность или неравномерность входящего потока транспортных средств. Результаты экспериментов рассмотрены с точки зрения взаимоотношений грузового терминала и города.
имитационное моделирование, доказательство адекватности, входные ворота, автомобильный грузовой фронт, морской грузовой терминал
Arita C. The dynamics of waiting: the exclusive queueing process / C. Arita, A. Schadschneider // Transportation Research Procedia. - 2014. - Vol. 2. - Pp. 87-95. DOI: 10.1016/j.trpro.2014.09.012.
Guan C. Container terminal gate appointment system optimization / C. Guan, R. R. Liu // Maritime Economics & Logistics. - 2009. - Vol. 11. - Is. 4. - Pp. 378-398. DOI: 0.1057/mel.2009.13.
Özkan E. D. Capacity analysis of RO-RO terminals by using simulation modeling method / E. D. Özkan, S. Nas, N. Güler // The Asian Journal of Shipping and Logistics. - 2016. - Vol. 32. - Is. 3. - Pp. 139-147. DOI: 10.1016/j.ajsl.2016.09.002.
Selinka G. Time-dependent performance approximation of truck handling operations at an air cargo terminal / G. Selinka, A. Franz, R. Stolletz // Computers & Operations Research. - 2016. - Vol. 65. - Pp. 164-173. DOI: 10.1016/j.cor.2014.06.005.
Кузнецов А. Л. Генезис имитационного моделирования в ходе развития методов технологического развития проектирования портов и терминалов / А. Л. Кузнецов // Эксплуатация морского транспорта. - 2009. - № 4. - С. 3-7.
Кузнецов А. Л. Классификация и функциональное моделирование эшелонированных контейнерных терминалов / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, А. А. Давыденко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 6 (34). - С. 7-16.
Кузнецов А. Л. Моделирование сетей контейнерного грузораспределения / А. Л. Кузнецов, С. С. Павленко, В. Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 5 (33). - С. 33-42.
Куприяшкин А. Г. Основы моделирования систем: учеб. пособие / А. Г. Куприяшкин. - Норильск: НИИ, 2015. - 135 с.
Павский В. А. Теория массового обслуживания: учеб. пособие / В. А. Павский. - Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2008. - 116 с.
Port development. - New York: UNCTAD, 1985. - 228 p.
Port performance indicators. - Geneva: UNCTAD, 1978. - 24 p.
Попов Герман Борисович - аспирант
german_bp@mail.ru. kaf_pgt@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»