Акватория и морской грузовой фронт угольных терминалов зависят от размерений и осадки судов - балкеров (навалочников), выполняющих судозаходы в порт. Габариты и максимальный дедвейт балкеров имеют тенденцию к росту вследствие эффекта масштаба грузоперевозок и динамичности рынка судостроения. Максимальные судовые партии возрастают каждое десятилетие, что влияет на конфигурацию причалов, объем строительных и дноуглубительных работ, диспетчеризацию морских терминалов. Для точного проектирования, а также грамотной эксплуатации морских терминалов существует необходимость в актуализации (каждые 2-3 года) характеристик судов за счет классифицирования, бенчмаркинга и аппроксимации.В статье уточнены классификации судов-балкеров по дедвейту и региональным категориям и представлен детализированный состав мирового балкерного флота (распределение количества действующих и запланированных к строительству судов, состоящих на учете в Международной морской организации ИМО), что позволяет более глубоко рассматривать текущее состояние и тенденции судостроительной отрасли. Для балкеров морских перевозок угля актуализированы размерения (длина, ширина, осадка, количество трюмов) с разбивкой по дедвейту каждые 10 000 т при обеспеченности 95 %, впервые в практике российских исследований получены аппроксимирующие зависимости размерений от дедвейта.Сделан вывод о том, что в дальнейшем аппроксимирующие зависимости могут быть интегрированы в математический аппарат интегрированных симуляционных моделей морских угольных терминалов, для которых характерным является стохастический характер судозаходов. Актуальные размерения судов позволяют повысить детализацию проектирования, могут быть применены на всех стадиях технологического проектирования (предпроектные проработки, проектная документация, рабочая документация), а также для планирования погрузочно-разгрузочных операций судозаходов в рамках текущей эксплуатационной деятельности.
морские суда, размерения судов-балкеров (навалочников), дедвейт судов-балкеров, аппроксимирующие зависимости размерений судов-балкеров от дедвейта, морские перевозки угля, морские порты и терминалы, технологическое проектирование портов
Wei G. New breed of bulk carrier designs: upsizing trend / G. Wei, S. Z. L. Neo, J. T. Heng, H. L. Lee. - Singapore Maritime Academy, 2015. - 153 p.
Ligteringen H. Ports and terminals / H. Ligteringen, H. Velsink. - CA Delft, Netherlands: VSSD, 2012. - 276 p.
Chen S. Modelling and Forecasting in Dry Bulk Shipping / S. Chen. - CPI Wohrmann, 2011. - 271 p.
Кириченко А. В. Взаимоотношения города и порта: эволюция и перспективы / А. В. Кириченко, А. Л. Кузнецов // Транспорт Российской Федерации. - 2014. - № 1 (50). - С. 12-15.
Кузнецов А. Л. Генезис моделей развития портов в современной транспортной науке / А. Л. Кузнецов, А. В. Галин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 2 (30). - С. 141-153.
Papanikolaou A. Selection of Main Dimensions and Calculation of Basic Ship Design Values / A. Papanikolaou // Ship Design. - Springer Netherlands, 2014. - Pp. 69-292. DOI: 10.1007/978-94-017-8751-2_2.
Isbester J. Bulk Carrier Practice / J. Isbester. - Nautical Institute, 2010. - 423 p.
Купцов Н. В. Перспективы развития морских портовых угольных терминалов в России/ Н. В. Купцов // Транспорт Урала. - 2016. - № 1 (48). - С. 16-23. DOI: 10.20291/1815-9400-2016-1-16-23.
Thorensen C. A. Port Designer’s Handbook / C. A. Thorensen. - Third Edition. - London: Thomas Telford Limited, 2014. - 587 p.
Infosheet No. 30: Modern ship size definitions. - Lloyd’s Register Foundation, 2014. - 1 p.
Пен А. В. Основные тенденции развития и новые технологии в гражданском судостроении / А. В. Пен // Транспорт Российской Федерации. - 2015. - № 4 (59). - C. 44-51.
Манжула К. П. Готовность морских портов России к приему сухогрузов типа Post-Panamax и Capesize / К. П. Манжула, Е. Е. Андриянова // Наземные транспортно-технологические комплексы и средства: материалы Междунар. науч.-техн. конф. - Тюмень: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский индустриальный университет», 2016. - С. 181-185.
Hekkenberg R. Optimization of the dimensions of dry bulk ships: The case of the river Rhine / R. Hekkenberg // Maritime Economics & Logistics. - 2016. - Vol. 18. - Is. 2. - Pp. 211-229. DOI: 10.1057/mel.2014.36.
Сudina P. Design procedure and mathematical models in the concept design of tankers and bulk carriers / P. Сudina // Brodogradnja. - 2008. - Vol. 59. - № 4. - Pp. 323-339.
Strength Analysis of Hull Structure in Bulk Carriers - Classification Notes, no. 31.1. - Det Norske Veritas AS, 2011. - 99 p.
The overseas coastal area development institute of Japan et al. Technical standards and commentaries for port and harbour facilities in Japan. - Overseas Coastal Area Development Institute of Japan, 2009. - 981 p.
Propulsion Trends in Bulk Carriers. - MAN Diesel & Turbo, 2014. - 28 p.
РД 31.03.01-90. Технико-экономические характеристики судов морского флота. - М: «Мортехин-формреклама», 1992. - 232 с.
Significant Ships of 2015. - Edition 26. - Royal Institution of Naval Architects, 2015. - 92 p.
Kuptsov N. Characteristics of Bulk Carriers with Respect to the Developing Export Coal Terminals on the Far East of Russia / N. Kuptsov // Applied Mechanics and Materials. - 2015. - Vol. 725-726. - Pp. 333-341. DOI: 10.4028/www.scientific.net/AMM.725-726.333.
Chen S. Simulation-based optimization of ship design for dry bulk vessels / S. Chen, K. Frouws, E. Van De Voorde // Maritime Economics and Logistics. - 2011. - Vol. 13. - Is. 2. - Pp. 190-212. DOI: 10.1057/mel.2011.2.
Sys C. In search of the link between ship size and operations / C. Sys, G. Blauwens, E. Omey, E. Van De Voorde, F. Witlox // Transportation Planning and Technology. - 2008. - Vol. 31. - Is. 4. - Pp. 435- 463. DOI: 10.1080/03081060802335109.
Pope J. A. Inventory costs and optimal ship size / J. A. Pope, W. K. Talley // Logistics and Transportation Review. - 1988. - Vol. 24. - № 2. - Pp. 107.
Jansson J. O. A model of scheduled liner freight services: Balancing inventory cost against ship owner’s costs / J. O. Jansson, D. Shneerson // Logistics and Transportation Review. - 1985. - Vol. 21. - № 3. - Pp. 195-215.
Characteristics and Cost Structure of the Bulk Shipping Fleet. - Canberra: Australian Government Publishing Service, 1988. - 244 p.
Toma A. Determination of relevant features of a scale model for a 55 000 dwt bulk carrier necessary to study the ship maneuverability / A. Toma, M. Waldemar, M. Pricop // Scientific Bulletin” Mircea cel Batran” Naval Academy. - 2016. - Vol. 19. - Is. 1. - Pp. 128. DOI: 10.21279/1454-864X-16-I1-007.
Port Development. A handbook for planners in developing countries. - Second Edition, Revised and expanded. - New York: UNCTAD, 1985. - 227 p.
Kristensen H. O. Determination of Regression Formulas for Main Dimensions of Tankers and Bulk Carriers based on IHS Fairplay data. Project no. 2010-56, Emissionsbeslutningsstøttesystem, Work Package 2, Report no. 02 / H. O. Kristensen. - Technical University of Denmark, 2012. - 35 p.
Kristensen H. O. H. Existing Design Trends for Tankers and Bulk Carriers - Design Changes for Improvement of the EEDI in the Future / H. O. H. Kristensen, M. Lützen // IMDC2012. - Glasgow, United Kingdom, 2012. - 15 p.
Van Vianen T. A. Simulation-integrated Design of Dry Bulk Terminals / T. A. Van Vianen. - Delft University of Technology, 2015. - 247 p.
Купцов Николай Владимирович - главный специалист по поддержке проектной деятельности
ПАО «Газпром Нефть»