Работа посвящена вопросам безопасной транспортировки пакетированных грузов на палубе судна. Рассмотрено фокусное звено «технологические операции в порту при погрузо-разгрузочных работах» в цепи поставки товаров (пиломатериалов). Выявлены недостатки при выполнении данных технологических операций, оказывающие влияние на технологическую безопасность судна. Одним из недостатков является склонность к разрушению структурной модели пакета, т. е. его прямоугольного сечения, когда степень натяжения ленточных обвязок недостаточна для сохранения требуемой геометрической формы. В этом случае при подъеме на палубу судна возможно смещение пиломатериала внутри пакета и, соответственно, нарушение прямоугольного сечения последнего. При грузовых работах в порту часто осуществляется погрузка на судно сразу двух незакреплённых между собой пакетов, что также может вызвать смещение пиломатериала внутри каждой из грузовых единиц. Нарушение прямоугольной формы пакета влияет на плотность укладки груза в палубном караване. При разработке способа фиксации груза в пакете исследования выполнялись с применением теоретических моделей смещающихся грузов с дискретной распорной и безраспорной структурой. В результате был предложен новый способ фиксации груза в пакетах, предотвращающий деформацию прямоугольного сечения пакета при выполнении грузовых работ в порту. Предлагаемая схема крепления позволяет формировать укрупненные грузовые единицы из двух пакетов, что решает проблему смещения пакетов относительно друг друга при выполнении операций застропки и подъема на палубу груза, сокращает время проведения грузовых операций в порту, исключает значительный объем физического труда при формировании палубного каравана.
технология, пакетированные грузы, регулирование смещаемости, эксплуатационная безопасность, морские перевозки
Маликова Т. Е. Аварийность морского флота и анализ внешних факторов, повлекших за собой аварии со смещением грузов / Т. Е. Маликова // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2014. - № 1-2. - С. 162-165.
Маликова Т. Е. Применение теории катастроф для классификации сценариев потери остойчивости судна при смещении груза / Т. Е. Маликова // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 3 (25). - С. 15 - 19.
Блехман И. И. К проблеме аварий судов со смещающимися грузами / И. И. Блехман, И. В. Демидов, Ю. А. Семенов // Сборник трудов III Международной школы-конференции молодых ученых «Нелинейная динамика машин» School. - NDM 2016. - М.: ИМАШ РАН, 2016. - С. 28-34.
Маликова Т. Е. Исследование системы обеспечения технологической безопасности морских судов методами теории катастроф / Т. Е. Маликова, М. А. Москаленко // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2014. - № 3. - С. 94-97.
Маликова Т. Е. Повышение эффективности морской перевозки труб большого диаметра на палубе судна / Т. Е. Маликова, М. А. Москаленко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 2 (24). - С. 100-105.
Маликова Т. Е. Технология обеспечения сохранной и безопасной перевозки штабеля пиломатериалов на палубе судна / Т. Е. Маликова, Н. М. Аносов // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2015. - № 2. - С 117-120.
Овчинников М. М. Совершенствование технологии погрузки пиломатериалов в лесных портах России / М. М. Овчинников, В. В. Левошкин // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. - 2006. - № 177. - С. 30-35.
Бухарицин П. И. Устройство для предотвращения смещения грузов в трюме и сохранения плавучести судна / П. И. Бухарицин, Л. Г. Беззубиков // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 3. - С. 179-180.
Казначеева Н. И. Повышения качества перевозок леса в судах / Н. И. Казначеева, Д. В. Акинин, В. А. Борисов, С. Б. Васильев // Sciences of Europe. - 2016. - № 5. - 2 (5). - С. 63-66.
Лернер В. К. Прогнозирование российских грузопотоков в направлении морских портов / В. К. Лернер, К. А. Сипаро // Бюллетень транспортной информации. - 2014. - № 1 (223). - С. 11-16.
Маликова Т. Е. Причинно-следственный анализ аварийности судов, перевозящих пакетированные грузы / Т. Е. Маликова, Н. М. Аносов, А. И. Филиппова // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2015. - № 4. - С. 86-89.
Маликова Т. Е. Теоретическая модель смещающихся грузов с дискретной распорной структурой / Т. Е. Маликова, А. С. Шпак // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2013. - № 1. - С. 142-145.
Маликова Т. Е. Использование теории графов при разработке математических моделей систем «смещающийся груз - спецустройство» / Т. Е. Маликова // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2012. - № 2. - С. 39-42.
Аносов Н. М. Математическая модель исследования динамики системы: «судно - укрупненная грузовая единица - штабель пиломатериала» / Н. М. Аносов, Т. Е. Маликова // Морской вестник. - 2012. - № 3. - С. 97-98.
Маликова Т. Е. Теоретическая модель смещающихся грузов с дискретной безраспорной структурой / Т. Е. Маликова // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2013. - № 2. - С. 138-140.
Гагарский Э. А. Возродить прогрессивные пакетные и блок - пакетные технологии доставки лесопродукции / Э. А. Гагарский, С. А. Кириченко, А. И. Забоев // Бюллетень транспортной информации. - 2014. - № 9 (231). - С. 3-10.
Маликова Т. Е. Обеспечение безопасности морской перевозки груза на основе совершенствования технологии укладки и крепления штабеля / Т. Е. Маликова, Н. М. Аносов // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2015. - № 3. - С. 105-108.
Маликова Татьяна Егоровна - доктор технических наук, доцент
Морской государственный университет имени адмирала Г. И. НевельскогоАносов Николай Михайлович - кандидат технических наук, доцент
Морской государственный университет имени адмирала Г. И. НевельскогоСтрелков Алексей Юрьевич - доцент
Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского