Когнитивный подход является естественным в управлении морским судоходством и в неявном виде используется с древнейших времен. На современном этапе он приобретает новое содержание. Бурный рост тоннажа и количества судов во всех странах, осуществляющих морские перевозки, вызвал к жизни кибернетизацию судоходного бизнеса. В судоходных компаниях появились автоматизированные системы управления производственными процессами. Компьютеры привлечены к решению задач планирования и оперативного регулирования работы судов. Кибернетизация управления стала явлением массового порядка, необходимым условием существования судоходного бизнеса. В порядке ее развития возник вопрос о выработке оптимальных управленческих решений в многоуровневой информационно-управляющей системе. Одним из путей решения этого вопроса является организация системы управления бизнесом в видекогнитивной структуры распределенного знания, которая позволила бы объединить профессиональные знания специалистов и интеллектуальные возможности современных компьютеров. В данной статье предлагается применение когнитивной схемы для решения задач оптимального планирования и оперативного регулирования работы флота судоходной компании. Такая задача как перевозка разных грузов между разными достаточно многочисленными портами, часто возникает в эксплуатационной практике. Её особенность состоит в работе разнотипного флота на нескольких схемах движения, которые могут не иметь пунктов пересечения. Целью в данном случае является установление необходимого количества судов каждого типа и закрепление их за определенными в ходе решения схемами движения. Сформулирована математическая модель, в обобщенном виде описывающая эту задачу. Она представляет собой новую модификацию «расстановочной» модели с двумя типами переменных - целочисленными и непрерывными. Решение должно обеспечить максимальную эффективность процесса морской перевозки. Разработан способ решения оригинальной оптимизационной модели на основе когнитивного подхода. В результате анализа математической основы алгоритма решения этой и подобных моделей делается вывод о том, что когнитивные технологии являются плодотворными и перспективными для использования в автоматизированных системах ведения судоходного бизнеса.
морское судоходство, автоматизированная система управления, когнитивная технология, Maritime shipping, Enterprise Resource Planning
Кипень Н. А. Экономика знаний промышленного предприятия: когнитивный аспект: Монография / Н. А. Кипень, В. П. Дудяшева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 118 с.
Прокофьев В. А. Управление работой морского флота / В. А. Прокофьев, Т. А. Вепринская. - Изд. 2-е, доп. - СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2010. - 239 с.
Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 1948 - 1961 / Н. Винер. - 2-е изд. - М.: Наука; Гл. ред. изд. для зарубежных стран, 1983. - 344 с.
Прокофьев В. А. Интегрированные информационные системы управления судоходством / В. А. Прокофьев, Е. А. Перфильев // Опыт и пути решения научных проблем водного транспорта Сибири и Дальнего Востока: сб. научн. тр. - Новосибирск: Сибир. гос. унив. водн. трансп., 2016. - С. 158-164.
Адрианов А. А. Совершенствование принципов организации корпоративной информационной системы ро-ро линии / А. А. Адрианов // Эксплуатация морского транспорта. - 2011. - № 1. - С. 23-27.
Прокофьев В. А. Динамическая реализация транспортного логистического взаимодействия / В. А. Прокофьев // Труды Научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава и курсантов ГМА им. адм. С. О. Макарова. - СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2008. - С. 33-35.
Ипатов О. С. Архитектура распределенного комплекса мониторинга и управления движением судов по Северному морскому пути / О. С. Ипатов, А. А. Кобяков, А. М. Федоров, К. В. Лапшин // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2015. - № 10 (171). - С. 106-117.
О'Лири Д. ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия / Д. О′Лири. - М.: ООО «Вершина», 2004. - 272 с.
Комашинский В. И. Когнитивные системы и телекоммуникационные сети / В. И. Комашинский, Н. А. Соколов // Вестник связи. - 2011. - № 10. - С. 4-8.
Nair T. R. G. Transformation of networks through cognitive approaches / T. R. G. Nair, Abhijith, K. Sooda // Journal of Research & Industry. - 2009. - Vol. 1. - Is. 1. - Pp. 1-6.
Hamalainen S. LTE self-organising networks (SON): network management automation for operational efficiency / S. Hamalainen, H. Sanneck, C. Sartori. - John Wiley&Sons, Ltd, 2012. - 428 p.
Прокофьев В. Кибернетизация управления морским судоходным бизнесом / В. Прокофьев. - Изд. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. - 79 c.
Венда В. Ф. О законе взаимной адаптации человека и машины / В. Ф. Венда // Вестник Академии Наук СССР. - 1985. - № 1. - С. 39-49.
Воевудский Е. Н. Экономико-математические методы и модели в управлении морским транспортом / Е. Н. Воевудский, Н. А. Коневцева, Г. С. Махуренко [и др.]. - М.: Транспорт, 1988. - 384 с.
Прокофьев Вадим Александрович - кандидат технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»