ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ БЕЗЭКИПАЖНОГО СУДОХОДСТВА НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются потенциальные возможности внедрения на внутренних водных путях Российской Федерации роботизированных объектов водного транспорта. Кроме того, в статье проведен обзор эксплуатируемых в отрасли инфокоммуникационных технологий, которые могут быть использованы при внедрении роботизированных объектов водного транспорта. Логистика является существенной статьей расходов для многих компаний. Снижение логистических расходов может существенно повысить рентабельность бизнеса, поэтому ведущие ритейлеры и поставщики транспортных услуг работают над созданием автономных логистических систем. Одним из новых направлений является создание беспилотных речных судов, которые могут повлиять на бизнес намного больше других систем. Беспилотные речные суда - это транспорт, который может осуществлять движение в автономном или полуавтономном режиме. На таких судах не нужен экипаж, каюты, системы жизнеобеспечения экипажа и высокие надстройки, ухудшающие топливную эффективность судна. В настоящее время ведутся испытания безэкипажных судов, и, по прогнозам специалистов, они начнут эксплуатироваться во внутреннем плавании в ближайшие пять лет. В международном плавании - это перспектива 10 - 15 лет, поскольку потребуется выработка соответствующего международного законодательства, на что понадобится время.В базовом варианте с судов планируется убрать капитанский мостик, надстройки, жилые помещения для экипажа, системы водораспределения, канализации и кондиционирования, а также оборудование электроснабжения. Благодаря этому дистанционно управляемые суда при схожих размерах будут примерно на 5 % легче кораблей с экипажем, станут потреблять меньше топлива, и, благодаря освобождению дополнительного пространства, смогут перевозить больше грузов. При этом для обеспечения высокой надежности потребуется продублировать многие системы управления и контроля окружающего пространства. Идеи создания безэкипажных гражданских судов высказываются уже давно, однако первые практические шаги в эту сторону были предприняты лишь несколько лет назад.

Ключевые слова

роботизированный объект водного транспорта, ГНСС ГЛОНАСС, внутренние водные пути, система мониторинга, контрольно-корректирующая станция, дифференциальное поле, безопасность мореплавания, GNSS GLONASS

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Каретников В. В. К вопросу построения автоматизированной системы мониторинга параметров высокоточного навигационного поля / В. В. Каретников, И. В. Пащенко, А. И. Соколов, И. Г. Кузнецов // Морская радиоэлектроника. - 2015. - № 2 (52). - С. 24-27.
Многофункциональная система персональной спутниковой связи и передачи данных с космических аппаратов на низких орбитах «Гонец-Д1М». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gonets.ru/ (дата обращения: 12.11.2015).
Каретников В. В. Развитие и перспективы современных инфокоммуникационных систем для обеспечения судоходства на внутренних водных путях России / В. В. Каретников, А. А. Сикарев // Журнал Университета водных коммуникаций. - 2010. - № 4. - С. 74-77.
Каретников В. В. Перспективы комплексирования речных инфокоммуникационных технологий для повышения безопасности судоходства на внутренних водных путях / В. В. Каретников, В. А. Бекряшев // Речной транспорт (XXI век). - 2014. - № 2 (67). - С. 49-53.
Каретников В. В. Топология дифференциальных полей и дальность действия контрольно-корректирующих станций высокоточного местоопределения на внутренних водных путях / В. В. Каретников, А. А. Сикарев. - 2-е изд. - СПб.: ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2013. - 525 с.
Разработка предложений и методов применения системы ГЛОНАСС, перспективных ГНСС и их функциональных дополнений в составе системы управления движением судов и АИС: отчет о НИР «Управление - река». - СПб.: Изд-во СПГУВК, 2010. - 215 с.
Каретников В. В. Методы построения радионавигационных полей для информационного обеспечения автоматизированных систем управления движением судов: дис. … д-ра техн. наук: 05.13.06 / В. В. Каретников. - СПб., 2011. - 333 с.
Каретников В. В. Архитектура зон действия локальных дифференциальных подсистем, работающих для нужд внутреннего водного транспорта / В. В. Каретников. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010. - 178 с.
Кульнев В. Анализ направлений и состояния разработок функциональных дополнений к спутниковым радионавигационным системам / В. Кульнев, С. Михайлов // Беспроводные технологии. - 2006. - № 4. - С. 61-69.
Постановление Правительства РФ от 20 августа 2001 г. № 587 «О Федеральной целевой программе по использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах гражданских пользователей». - М.: Минтранс, 2001. - 5 с.
Каретников В. В. Построение системы управления и контроля высокоточным дифференциальным полем ГНСС ГЛОНАСС на Северном морском пути / В. В. Каретников, И. В. Пащенко, А. И. Соколов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 6 (34). - С. 166-172.
Кирсанов М. Н. Анализ алгоритмов выбора оптимальных маршрутов группы судов / М. Н. Кирсанов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 2 (36). - С. 183-190. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-2-183-190.
Каретников В. В. Основные аспекты использования современных инфокоммуникационных технологий для обеспечения беспилотного судовождения на водном транспорте / В. В. Каретников, И. В. Пащенко, А. И. Зайцев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - №. 1 (35). - С. 170-179. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-1-170-179.
Андрюшечкин Ю. Н. Роль корректирующей информации в процессе обеспечения безопасности судоходства / Ю. Н. Андрюшечкин, В. В. Каретников, А. А. Сикарев // Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы. - 2012. - № 1. - С. 75-78.
Борисова Л. Ф. Мобильные системы управления движением cудов: монография / Л. Ф. Борисова, А. А. Соловьев // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 12. - С. 79-80.
Куракин В. В. Особенности управления движением мобильных роботов и требования к их системам управления / В. В. Куракин, О. В. Корзун // Наука - образованию, производству, экономике: матер. 11-й Междунар. науч.-техн. конф. - Т. 3. - Минск: БНТУ, 2013. - С. 389.
Мельниченко А. С. Система группового управления безэкипажными малотоннажными судами / А. С. Мельниченко, К. В. Бесклубова // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 12 (32). - С. 8.
Краснодубец Л. А. Аналитическое проектирование законов траекторного управления мобильными роботами / Л. А. Краснодубец, А. Е. Осадченко // Сб. тр. XII Всероссийского совещания по проблемам управления ВСПУ-2014. - М.: Ин-т проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2014. - С. 3783-3791.
Веремей Е. И. Когнитивная реализация оптимизационного подхода к синтезу законов управления подвижными объектами / Е. И. Веремей // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2016. - Т. 12. - № 1. - С. 98-107.
Цыфанский С. Л. Новый способ движения на границе природных сред - подледный транспортный аппарат / С. Л. Цыфанский // Наука, техника и образование. - 2015. - № 4 (10). - С. 43-49.

Об авторах

Каретников Владимир Владимирович - доктор технических наук, профессор

spguwc-karetnikov@yandex.ru. kaf_svvp@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Пащенко Иван Владимирович - кандидат технических наук, доцент

ivanpashchenko@rambler.ru. kaf_svvp@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Соколов Андрей Игоревич - аспирант

sokolov.ai@bk.ru. kaf_svvp@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»