В статье рассматриваются модели управления процессом выполнения системы одиночных критериально-ориентированных тестовых заданий с единственным верным ответом, обеспечивающие остановку тестирования при достижении необходимой достоверности оценки его результатов в процессе подготовки специалистов для флота. Разработка и применение предлагаемых в данной статье моделей оценивания результатов критериально-ориентированного тестирования обеспечивает переход от точечных оценок эмпирической частости к оценкам вероятности правильного действия, которые имеют количественно оцениваемый доверительный интервал. Последнее обеспечивает применение этих моделей для решения задачи автоматизации управления процессом критериально-ориентированного тестирования в целях обеспечения его оперативности путем остановки процедуры предъявления текущего задания после получения оценки заданной достоверности. Также в статье рассматривается применение моделей критериально-ориентированного оценивания в компьютерных системах тестирования; доказано, что данные модели повышают результаты текущего контроля. Для того, чтобы осуществлять профессиональную подготовку специалистов как гражданского морского флота, так и ВМФ, необходима соответствующая учебно-материальная база. Основу такой базы раньше всегда составляли действующие учебные и тренировочные образцы гражданской и военной техники и вооружения, которые ранее поступали в военно-морские и гражданские морские учебные заведения в достаточном количестве и обеспечивали необходимый уровень как теоретической, так и практической подготовки будущих специалистов флота. В результате резкого сокращения в 1990 гг. отраслей военно-промышленного комплекса, разрабатывающих технику и вооружение для флота, новейшие образцы этой техники и вооружения теперь изготовляются не сериями, а отдельными экземплярами. Вопрос о производстве учебных и тренировочных образцов для морских учебных заведений не стоит вообще. В этих условиях в качестве единственного средства, способного обеспечить военно-профессиональную и морскую подготовку, могут рассматриваться только виртуальные аналоги образцов военной и гражданской техники и вооружения, разрабатываемые средствами информационных технологий, т. е. флотские тренажерно-обучающие системы, что указано в международных морских конвенциях.
критериально-ориентированный тест, тестовое задание, результаты тестирования, точечная оценка, интервальная оценка, доверительный интервал, заданная погрешность, морской флот
Аванесов В. С. Проблема формы тестовых заданий [Электронный ресурс] / В. С. Аванесов. - Режим доступа: http://testolog.narod.ru/Theory32.html (дата обращения: 07.11.2016).
Мятлев В. Д. Теория вероятностей и математическая статистика, математические модели / В. Д. Мятлев. - М.: Академия, 2009. - 320 c.
Переверзев В. Ю. Моделирование процесса критериально-ориентированного педагогического тестирования курсантов вузов: дис.. канд. пед. наук / В. Ю. Переверзев. - М.: Военный ун-т, 2000. - 198 c.
Печников А. Н. Метод интервальной оценки результатов выполнения системы одиночных тестовых заданий закрытого типа с единственным верным ответом / А. Н. Печников, К. С. Палкин // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 17. - № 2. - С. 491-501.
Тухтаров Р. Р. Оценка контроля знаний с использованием обучающих систем ВМФ / Р. Р. Тухтаров, А. О. Туровская // Морской сборник. - 2013. - Т. 2000. - № 11. - С. 57-59.
Berk R. A. Criterion-referenced measurement: The state of art / R. A. Berk. - Baltimore, MD: The Johns Hopkins University Press, 1980. - Pp. 41-42.
Van der Linden Wim J. Passing score and length of a mastery test / Wim J. van der Linden // Evaluation in Education. - 1982. - Vol. 5. - Is. 2. - Pp. 149-164. DOI: 10.1016/0191-765X(82)90015-5.
Палкин К. С. Метод управления длиной системы одиночных тестовых заданий с единственным верным ответом / К. С. Палкин, А. Н. Печников, Д. А. Печников // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18. - № 1. - С. 544-560.
РМГ 29-2013. Метрология. Основные термины и определения (введен 01.01.2015). - М.: Стандартинформ, 2014. - 121 с.
ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения (с изм. № 1). - М.: Стандартинформ, 2009. - 11 с.
Туктаров Р. Р. Анализ подходов к разрешению противоречий в процедурах измерения и оценивания результатов критериально-ориентированного тестирования в своевременных компьютерных системах тестирования / Р. Р. Туктаров // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2013. - № 10 (88). - С. 239-243.
Кошелев М. Н. Компьютерная технология критериально-ориентированного тестирования / М. Н. Кошелев, М. Ю. Мамонтова. - Омск: Изд-во Ур.ГПУ, 2014. - 106 с.
Бочкарева Ю. Е. Моделирование тестово-обучающей системы на основе комбинированной модели с использованием критериально-ориентированного тестирования / Ю. Е. Бочкарева, Н. А. Грачева // Современные исследования в области естественных и технических наук: междисциплинарный поиск и интеграция: материалы науч.-практич. всероссийской конф. (школы-семинара) молодых ученых. - Тольятти: ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», 2012. - С. 17-20.
Субетто А. И. Сочинения. Ноосферизм: в 13 т. / А. И. Субетто; под ред. Л. А. Зеленова. - СПб.: Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. - Т. 8. Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. - Кн. 2. - 334 с.
Kaftandjieva F. Methods for setting cut scores in criterion-referenced achievement tests: A comparative analysis of six recent methods with an application to tests of reading in EFL / F. Kaftandjieva. - Cito, Arnhem: EALTA, 2010. - 169 p.
Печников Денис Андреевич - кандидат технических наук, доцент
Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова