Целью настоящей статьи является определение особенностей плавания судов в проливах с экстремальным гидрологическим режимом и обоснование рекомендаций судоводителям по предупреждению аварий и инцидентов в подобных проливах.В результате анализа различных источников (карт, лоций, атласов), содержащих информацию о скорости приливо-отливных течений в проливе Пентленд-Ферт, соединяющем Северное море и Атлантический океан, было определено, что скорость течения может достигать 16 уз, а обычная для пролива скорость имеет значения, крайне затрудняющие навигацию в проливе.В основу анализа некоторых особенностей прохождения судами пролива Пентленд-Ферт были положены результаты расследования аварии цементовоза «Cemfjord», произошедшей в проливе 2 января 2015 г. Судно следовало в проливе на максимуме попутного течения и со скоростью относительно грунта, сопоставимой со скоростью течения, при этом скорость относительно воды была настолько мала, что судно потеряло управляемость, его развернуло практически лагом к волне, и оно опрокинулось. Анализ аварии вывел на первый план ряд известных проблем, связанных с движением в подобных проливах и подлежащих переосмыслению на фоне аварии цементовоза и ее катастрофических последствий. К числу этих проблем относятся: неудовлетворительное планирование перехода, пренебрежение необходимостью коррекции плана при изменении условий плавания, переоценка возможности судна в части, касающейся его управляемости, коммерческое давление, неадекватная организация движения судов в проливе. При этом человеческий фактор является обобщающим для большинства указанных проблем элементом. Уроки, извлеченные из аварии, и рекомендации, сформулированные в процессе её анализа и связанные с выявленными особенностями навигации в проливе (в частности, в отношении мониторинга скорости судна, обеспечивающего подход к проливу в благоприятных условиях), позволят в будущем предупредить очень серьезные морские аварии судов, планирующих свое движение через проливы с сильными приливо-отливными течениями.
приливо-отливные течения, пролив Пентленд-Ферт, навигация, особенности, Pentland Firth strait
Ермаков С. В. Методика сравнительного анализа критериев выявления промахов в измерениях навигационных параметров / С. В. Ермаков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 1 (35). - С. 15-23. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-1-15-23.
Вишневецкий С. А. Анализ алгоритмов выбора пути судна при задании пространства клеточным графом / С. А. Вишневецкий // Вестник Государственного морского университета им. адмирала Ф. Ф. Ушакова. - 2014. - № 4 (9). - С. 24-30.
Ершов А. А. Совершенствование методов обеспечения безопасности штормового плавания судов / А. А. Ершов, А. В. Теренчук // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2015. - № 3. - С. 7-13.
Клементьев А. Н. Обеспечение безопасности плавания современных судов смешанного плавания в стеснённых условиях / А. Н. Клементьев, М. Ю. Чурин // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2015. - № 43. - С. 281-286.
Матохин А. В. Управление безопасной эксплуатацией судов в практике судоходных компаний / А. В. Матохин // Техника и технология. - 2013. - № 4. - С. 16-22.
Чурин М. Ю. Метод определения динамической просадки судов смешанного «река-море» плавания при движении на мелководье / М. Ю. Чурин // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 62.
Фёдорова Е. В. Способ прогнозирования высоты уровня моря / Е. В. Федорова, Ю. Н. Жуков, Р. А. Исмаилов // Навигация и гидрография. - 2016. - № 43. - С. 28-34.
IMO Resolution A.893(21). Guidelines for voyage planning [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imo.org/blast/blastData.asp?doc_id=10712&filename=893%2821%29.PDF (дата обращения - 20.02.17).
Клюев В. В. Оценка рисков и управление рисками в практике судовождения / В. В. Клюев, С. И. Кондратьев, В. И. Тульчинский // Эксплуатация морского транспорта. - 2016. - № 3 (80). - С. 18-25.
Беляева О. М. Толкование норм права / О. М. Беляева // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - Т. 149. - № 6. - С. 39-47.
Вершинина С. И. К вопросу о толковании норм права / С. И. Вершинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. - 2010. - № 2. - С. 36-39.
Кравчик Б. В. Толкование норм права / Б. В. Кравчик, Л. В. Бондаренко // Вестник магистратуры. - 2015. - № 2-3. - С. 16-18.
Мыльников К. В. Толкование норм права, как средства правореализации / К. В. Мыльников // Вестник ВЭГУ. - 2010. - № 5. - С. 132-137.
Сафонов А. Ю. Понятие логического толкования норм права / А. Ю. Сафонов // Адвокатская практика. - 2008. - № 1. - С. 44-48.
Лоция Фарерских, Шетландских, Оркнейских островов и северного берега острова Великобритания. Адм. № 1221. - СПб.: ГУНиО МО РФ, 2001. - 461 с.
Атлас приливо-отливных течений Северного и Ирландского морей. Адм. № 6204. - М.: ГУНиО МО СССР, 1970. - 48 с.
Admiralty Tidal Stream Atlas. Orkney And Shetland Islands (NP209). - UK Hydrographic Office, 2015.
Алексеева Е. Г. Зарубежный опыт управления навигационно-гидрографическим обеспечением судоходства / Е. Г Алексеева, Е. А. Лаврентьева // Эксплуатация морского транспорта. - 2013. - № 2 (72). - С. 13-18.
Sailing Directions (Enroute). Scotland (Pub. 141). - Fifteenth Edition. - US National Geospatial- Intelligence Agency, 2015.
Report on the investigation 8/2016 of the capsize and sinking of the cement carrier Cemfjord in the Pentland Firth, Scotland with the loss of all eight crew on 2 and 3 January 2015. - Southampton: Marine Accident Investigation Branch, 2016. - 113 p.
Ермаков Сергей Владимирович - старший преподаватель
Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота ФГБОУ ВО «КГТУ»