ОПТИМИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

Статья посвящена исследованию методов организации и оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса морского учебного заведения. Рассматриваются вопросы организации оперативного информационного обмена между подразделениями, в которых вносятся данные об успеваемости выпускников, и подразделением, в котором осуществляется печать документов об образовании. Целью исследования является поиск наиболее оптимальной методики организации информационного обеспечения. Предлагается рассмотреть организацию информационных потоков между автоматизированной информационной системой, включающей в свой состав средства для автоматизации промежуточной и итоговой аттестации, и автоматизированной информационной системой «Диплом», включающей средства для автоматизации процесса печати и учета бланков государственного образца, предназначенных для выпуска документов об образовании, но не имеющих механизма передачи данных между собой. Представлены и описаны схемы взаимодействия информационных потоков. Описан и предложен к использованию механизм, способствующий исключению ошибок, причиной которых является человеческий фактор; приведены результаты тестирования этого механизма. Ключевой решаемой задачей является организация информационных потоков для обеспечения работы таких подразделений, как кафедра, отдел обеспечения учебного процесса и бюро дипломирования. В качестве метода организации информационного обеспечения между указанными подразделениями рассматриваются составление расписания для обмена данными, а также ряд методов решения задачи построения расписания, приводится их кратное описание и формулируются выводы о целесообразности их использования для организации информационного обеспечения образовательного процесса. В качестве теоретической базы для представленного исследования выбрана задача одного станка. Приводится подробное описание разработанного алгоритма составления расписания обработки информационных потоков, который реализован на основе теорем Джексона и Смита. Приводятся рекомендации по применению критериев оптимальности и эффективности предлагаемого решения, а также оцениваются результаты его внедрения и функционирования.

Ключевые слова

образовательный процесс, информация, информационное обеспечение, автоматизированная информационная система, построение очереди печати, теория расписаний, теорема Джексона, теорема Смита, информационный поток, дипломирование, Jackson’s theorem, Smith’s theorem

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Васильев В. Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий / В. Н. Васильев. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. - 164 с.
Hubalovsky S. System approach, modeling, simulation as educational technologies in algorithm development and programming / S. Hubalovsky // Procedia-Social and behavioral sciences. - 2015. - Vol. 191. - Pp. 2226-2230. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.267.
Surej P. J. The integration of information technology in higher education: A study of faculty’s attitude towards IT adoption in the teaching process / P. J. Surej // Contaduría y Administración. - 2015. - № 60. - Pp.230-252. DOI: 10.1016/j.cya.2015.08.004.
Dastan Đ. The effects of information technology supported education on strategic decision making: an empirical study / Đ. Dastan, M. Çiçek, A. Naralan // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2011. - Vol. 24. - Pp. 1134-1142. DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.09.108.
Hamidi F. Information technology in education / F. Hamidi, M. Meshkat, M. Rezaee, M. Jafari // Procedia Computer Science. - 2011. - Vol. 3. - Pp. 369-373. DOI: 10.1016/j.procs.2010.12.062.
Boell S. K. Information: Fundamental positions and their implications for information systems research, education and practice / S. K. Boell //Information and Organization - 2017. - Vol. 27. - Is. 1. - Pp. 1-16. DOI: 10.1016/j.infoandorg.2016.11.002.
Gissi E. Exploring marine spatial planning education: challenges in structuring transdisciplinarity / E. Gissi, J. L. S. de Vivero // Marine Policy. - 2016. - Vol. 74. - Pp. 43-57. DOI: 10.1016/j.marpol.2016.09.016.
Тындыкарь Л. Н. Разработка метода организации движения информационных потоков образовательного процесса / Л. Н. Тындыкарь // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 1 (35). - С. 197-206. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-1-197-206.
Егоров А. Н. Автоматизация учета успеваемости студентов в условиях БРС при наличии различных шкал оценки их знаний / А. Н. Егоров, Н. В. Крупенина, Л. Н. Тындыкарь // Информационные технологии в образовании XXI века: сб. науч. тр. II Всероссийской науч.-практ. конф. - Т. 2. - М.: НИЯУ МИФИ, 2012. - С. 231-235.
Барышникова Н. Ю. Организация распределенной АИС для печати дипломов о высшем профессиональном образовании / Н. Ю. Барышникова, А. Н. Егоров, Н. В. Крупенина, Л. Н. Тындыкарь // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. XV междунар. науч.-практ. конф. «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса), 3 - 4 февраля 2015 г. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2015. - Ч. 1. - С. 547-549.
Тындыкарь Л. Н. Разработка системы показателей для модели образовательного процесса морского учебного заведения / Л. Н. Тындыкарь // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: управление, вычислительная техника и информатика. - 2016. - № 1. - С. 105-115.
Тындыкарь Л. Н. К вопросу применения метода анализа иерархий для формирования информационного обеспечения образовательного процесса / Л. Н. Тындыкарь // IT: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА: материалы науч. исслед. конф. 11 декабря 2015 г. - СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2016. - С. 274-278.
Прилуцкий М. Х. Метод ветвей и границ с эвристическими оценками для конвейерной задачи теории расписаний / М. Х. Прилуцкий, В. С. Власов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2008. - № 3. - С. 147-153.
Гуляев А. В. Об одном подходе к реализации метода ветвей и границ на распределенной системе / А. В. Гуляев, В. С. Махнычев // Вестник Московского университета. Серия 15: Вычислительная математика и кибернетика. - 2008. - № 3. - С. 60-63.
Kurihara K. Flow shop scheduling for separation model of set-up and net process based on branch-and-bound method / K. Kurihara, Y.-L. Li, N. Nishiuchi, K. Masuda // Computers & Industrial Engineering. - 2009. - Vol. 57. - Is. 2. - Pp. 550-562. DOI:10.1016/j.cie.2008.08.004.
Тенеев В. А. Решение задачи многокритериальной оптимизации генетическими алгоритмами / В. А. Тененев // Интеллектуальные системы в производстве. - 2006. - № 2. - С. 103-109.
Стальмаков В. А. Применение параллельных генетических алгоритмов для составления расписания прохождения судов через шлюзованные системы / В. А. Стальмаков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2013. - № 1 (20). - С. 16-25.
Стальмаков В. А. Параллельный генетический алгоритм для решения задачи составления расписания прохождения судов через шлюзованные системы и его верификация / В. А. Стальмаков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 1(23). - С. 93-102.
Астахова И. Ф. Составление расписания учебных занятий на основе генетического алгоритма / И. Ф. Астахова, А. М. Фирас // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. - 2013. - № 2. - С. 93-99.
Jackson J. R. Scheduling a production line to minimize maximum tardiness / J. R. Jackson // Management Science Research. - 1955. - Vol. 43.
Smith W. E. Various optimizers for single stage production / W. E. Smith // Naval Research Logistics (NRL). - 1956. - Vol. 3. - Is. 1-2. - Pp. 59-66. DOI: 10.1002/nav.3800030106.

Об авторах

Тындыкарь Любовь Николаевна - аспирант

tyndykar@bk.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

Васильченко Дмитрий Сергеевич - кандидат технических наук

vasilchenkods@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»