Статья посвящена исследованию методов организации и оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса морского учебного заведения. Рассматриваются вопросы организации оперативного информационного обмена между подразделениями, в которых вносятся данные об успеваемости выпускников, и подразделением, в котором осуществляется печать документов об образовании. Целью исследования является поиск наиболее оптимальной методики организации информационного обеспечения. Предлагается рассмотреть организацию информационных потоков между автоматизированной информационной системой, включающей в свой состав средства для автоматизации промежуточной и итоговой аттестации, и автоматизированной информационной системой «Диплом», включающей средства для автоматизации процесса печати и учета бланков государственного образца, предназначенных для выпуска документов об образовании, но не имеющих механизма передачи данных между собой. Представлены и описаны схемы взаимодействия информационных потоков. Описан и предложен к использованию механизм, способствующий исключению ошибок, причиной которых является человеческий фактор; приведены результаты тестирования этого механизма. Ключевой решаемой задачей является организация информационных потоков для обеспечения работы таких подразделений, как кафедра, отдел обеспечения учебного процесса и бюро дипломирования. В качестве метода организации информационного обеспечения между указанными подразделениями рассматриваются составление расписания для обмена данными, а также ряд методов решения задачи построения расписания, приводится их кратное описание и формулируются выводы о целесообразности их использования для организации информационного обеспечения образовательного процесса. В качестве теоретической базы для представленного исследования выбрана задача одного станка. Приводится подробное описание разработанного алгоритма составления расписания обработки информационных потоков, который реализован на основе теорем Джексона и Смита. Приводятся рекомендации по применению критериев оптимальности и эффективности предлагаемого решения, а также оцениваются результаты его внедрения и функционирования.
образовательный процесс, информация, информационное обеспечение, автоматизированная информационная система, построение очереди печати, теория расписаний, теорема Джексона, теорема Смита, информационный поток, дипломирование, Jackson’s theorem, Smith’s theorem
Васильев В. Н. Модели управления вузом на основе информационных технологий / В. Н. Васильев. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. - 164 с.
Hubalovsky S. System approach, modeling, simulation as educational technologies in algorithm development and programming / S. Hubalovsky // Procedia-Social and behavioral sciences. - 2015. - Vol. 191. - Pp. 2226-2230. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.04.267.
Surej P. J. The integration of information technology in higher education: A study of faculty’s attitude towards IT adoption in the teaching process / P. J. Surej // Contaduría y Administración. - 2015. - № 60. - Pp.230-252. DOI: 10.1016/j.cya.2015.08.004.
Dastan Đ. The effects of information technology supported education on strategic decision making: an empirical study / Đ. Dastan, M. Çiçek, A. Naralan // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2011. - Vol. 24. - Pp. 1134-1142. DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.09.108.
Hamidi F. Information technology in education / F. Hamidi, M. Meshkat, M. Rezaee, M. Jafari // Procedia Computer Science. - 2011. - Vol. 3. - Pp. 369-373. DOI: 10.1016/j.procs.2010.12.062.
Boell S. K. Information: Fundamental positions and their implications for information systems research, education and practice / S. K. Boell //Information and Organization - 2017. - Vol. 27. - Is. 1. - Pp. 1-16. DOI: 10.1016/j.infoandorg.2016.11.002.
Gissi E. Exploring marine spatial planning education: challenges in structuring transdisciplinarity / E. Gissi, J. L. S. de Vivero // Marine Policy. - 2016. - Vol. 74. - Pp. 43-57. DOI: 10.1016/j.marpol.2016.09.016.
Тындыкарь Л. Н. Разработка метода организации движения информационных потоков образовательного процесса / Л. Н. Тындыкарь // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 1 (35). - С. 197-206. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-1-197-206.
Егоров А. Н. Автоматизация учета успеваемости студентов в условиях БРС при наличии различных шкал оценки их знаний / А. Н. Егоров, Н. В. Крупенина, Л. Н. Тындыкарь // Информационные технологии в образовании XXI века: сб. науч. тр. II Всероссийской науч.-практ. конф. - Т. 2. - М.: НИЯУ МИФИ, 2012. - С. 231-235.
Барышникова Н. Ю. Организация распределенной АИС для печати дипломов о высшем профессиональном образовании / Н. Ю. Барышникова, А. Н. Егоров, Н. В. Крупенина, Л. Н. Тындыкарь // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. XV междунар. науч.-практ. конф. «Новые информационные технологии в образовании» (Применение технологий «1С» для формирования инновационной среды образования и бизнеса), 3 - 4 февраля 2015 г. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2015. - Ч. 1. - С. 547-549.
Тындыкарь Л. Н. Разработка системы показателей для модели образовательного процесса морского учебного заведения / Л. Н. Тындыкарь // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: управление, вычислительная техника и информатика. - 2016. - № 1. - С. 105-115.
Тындыкарь Л. Н. К вопросу применения метода анализа иерархий для формирования информационного обеспечения образовательного процесса / Л. Н. Тындыкарь // IT: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА: материалы науч. исслед. конф. 11 декабря 2015 г. - СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2016. - С. 274-278.
Прилуцкий М. Х. Метод ветвей и границ с эвристическими оценками для конвейерной задачи теории расписаний / М. Х. Прилуцкий, В. С. Власов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2008. - № 3. - С. 147-153.
Гуляев А. В. Об одном подходе к реализации метода ветвей и границ на распределенной системе / А. В. Гуляев, В. С. Махнычев // Вестник Московского университета. Серия 15: Вычислительная математика и кибернетика. - 2008. - № 3. - С. 60-63.
Kurihara K. Flow shop scheduling for separation model of set-up and net process based on branch-and-bound method / K. Kurihara, Y.-L. Li, N. Nishiuchi, K. Masuda // Computers & Industrial Engineering. - 2009. - Vol. 57. - Is. 2. - Pp. 550-562. DOI:10.1016/j.cie.2008.08.004.
Тенеев В. А. Решение задачи многокритериальной оптимизации генетическими алгоритмами / В. А. Тененев // Интеллектуальные системы в производстве. - 2006. - № 2. - С. 103-109.
Стальмаков В. А. Применение параллельных генетических алгоритмов для составления расписания прохождения судов через шлюзованные системы / В. А. Стальмаков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2013. - № 1 (20). - С. 16-25.
Стальмаков В. А. Параллельный генетический алгоритм для решения задачи составления расписания прохождения судов через шлюзованные системы и его верификация / В. А. Стальмаков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 1(23). - С. 93-102.
Астахова И. Ф. Составление расписания учебных занятий на основе генетического алгоритма / И. Ф. Астахова, А. М. Фирас // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. - 2013. - № 2. - С. 93-99.
Jackson J. R. Scheduling a production line to minimize maximum tardiness / J. R. Jackson // Management Science Research. - 1955. - Vol. 43.
Smith W. E. Various optimizers for single stage production / W. E. Smith // Naval Research Logistics (NRL). - 1956. - Vol. 3. - Is. 1-2. - Pp. 59-66. DOI: 10.1002/nav.3800030106.
Тындыкарь Любовь Николаевна - аспирант
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Васильченко Дмитрий Сергеевич - кандидат технических наук
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»