В статье рассмотрены проблемы выбора режима нейтрали, а также контроля технического состояния электрической изоляции, связанные с надлежащим обеспечением электропожаробезопасности на судах с высоковольтной электроэнергетической системой. На основании судовой документации произведен расчет емкости высоковольтной электроэнергетической системы. По найденным значениям емкостей подсчитаны токи однофазного короткого замыкания, вероятность тяжелого исхода прикосновения человека к токоведущим частям. На основании этих показателей, а также преимуществ и недостатков режимов нейтрали сделан вывод о том, что ни один из режимов не обеспечивает необходимую электропожаробезопасность. Данную проблему предполагается решать с помощью трансформаторов тока нулевой последовательности, которые устанавливаются на концах высоковольтных распределительных щитов. Кроме этого, в статье приведены требования Российского морского регистра судоходства по режиму нейтрали. Сделан обзор схем включения измерительных установок для контроля технического состояния изоляции судовых высоковольтных электроэнергетических систем. На примере танкера-газовоза “CORCOVADO” показаны реализация и принцип действия чувствительной селективной защиты высоковольтных потребителей в случае падения сопротивления изоляции высоковольтных линий (шин). Доказано, что режим резистированной нейтрали, реализованный на танкере-газовозе, в совокупности с чувствительной селективной защитой обеспечивает наибольшую электропожаробезопасность.
судно, высоковольтная электроэнергетическая система, нейтраль, емкость, ток короткого замыкания, электрическая изоляция, танкер-газовоз
Граве В. И. Электропожаробезопасность высоковольтных судовых электроэнергетических систем / В. И. Граве, В. В. Романовский, В. М. Ушаков. - СПб.: Элмор, 2003. - 159 с.
Ясаков Г. С. Проблемы выбора режима заземления нейтрали в высоковольтных сетях единых электроэнергетических систем кораблей и судов / Г. С. Ясаков, Д. Б. Яковлев // Морской вестник. - 2013. - № 4 (48). - С. 057-058.
Борковский С. О. Проблема диагностики однофазных замыканий на землю в сетях с малыми токами замыкания на землю / С. О. Борковский, Т. С. Горева, Т. И. Горева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-5. - С 954-959.
Манойлов В. Е. Основы электробезопасности / В. Е. Манойлов. - Л.: Энергоатомиздат, 1991. - 480 с.
Благинин В. А. Дуговые перенапряжения в судовых электросистемах с различными режимами нейтрали / В. А. Благинин, В. И. Лозовенко, И. Е. Кажекин // Известия КГТУ. - 2008. - № 13. - С. 118-121.
Правила классификации и постройки морских судов. - СПб.: РМРС, 2015. - 807 с.
Сви П. М. Методы и средства диагностики оборудования высокого напряжения / П. М. Сви. - М.: Энергоатомиздат, 1992. - 233 с.
Grounding strategy by means of ground protection transformer for Corcovado LNG. - «GE Energy», 2014. - 7 p.
Technical data of high voltage cable for Corcovado LNG. - «GE Energy», 2014. - 15 p.
ГОСТ 12.1.038-82. Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов. - М.: ССБТ, 1982. - 5 c.
Горева Т. С. Метод анализа импульсных помех в системах электроснабжения с идентификацией структурных компонент в ортогональном вейвлет базисе / Т. С. Горева, С. Е. Кузнецов, Н. Н. Портнягин // Вестник КРАУНЦ. Физико-математические науки. - 2011. - Т. 3. - № 2. - С. 50-57.
Кузнецов Сергей Емельянович - доктор технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»Макаров Даниил Михайлович - аспирант
daniil.makarov.think.tank@gmail.com
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»