В статье рассматриваются вопросы эффективности проведения таможенного контроля в отношении судовых припасов. Изучены случаи незаконного вывоза участниками внешнеэкономической деятельности (далее - участниками ВЭД) нефти и нефтепродуктов, в том числе под видом судовых припасов, а также вопросы эксплуатации судовых двигателей. Объектом исследования выбраны отношения, возникающие между таможенным органом и участником ВЭД в процессе правового регулирования вывоза нефти и нефтепродуктов под видом судовых припасов. В ходе изучения данных вопросов построен алгоритм совершения таможенных операций в отношении вывоза припасов, а также при бункеровке морских судов, рассмотрен опыт Балтийской таможни в рамках совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля при перемещении судовых припасов. Методом сетевого планирования определен порядок совершения таможенных операций в отношении судовых припасов. Проведено исследование проблем, связанных с вывозом нефти и нефтепродуктов, а также обоснованы предложения по повышению эффективности организации таможенного контроля. Авторами разработана методика определения количественных норм бункерного топлива, перемещаемого в качестве судовых припасов водными судами через таможенную границу ЕАЭС. Предлагаемая методика позволяет должностным лицам таможенных органов производить расчет, учитывая множество особенностей и факторов, влияющих на запрашиваемое количество топлива для бункеровки. В целях практической реализации представленной методики использовался программный продукт Microsoft Access, позволяющий внедрить расчетную формулу в деятельность таможенных органов при таможенном контроле загружаемого количества бункерного топлива. Результаты применения методики позволили оценить количественные нормы бункерного топлива, которые необходимы морскому судну для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания. При выведении формулы учитывались разносторонние факторы, влияющие на определение количественных норм бункерного топлива. Разработанная методика расчета бункерного топлива позволила сформировать перечень сведений, необходимых к заявлению капитаном судна до прихода в порт для бункеровки.
бункерное топливо, количественная норма, технологическая конструктивная емкость, Евразийский экономический союз, припасы, таможенная граница, совершение таможенных операций, quantitative standard
Гуреева А. Н. Судовые припасы и предметы судового снаряжения: особенности таможенного декларирования / А. Н. Гуреева // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2013. - № 2 (63). - С. 63-72.
Лысак Е. Д. К вопросу о таможенном оформлении судовых припасов / Е. Д. Лысак // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2011. - № 1 (54). - С. 91-95.
Лысак Е. Д. Правовые аспекты таможенного оформления морских судов / Е. Д. Лысак // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2013. - № 4(65). - С. 28-33.
Бразовская Я. Е. Правовое регулирование государственного портового контроля в Российской Федерации / Я. Е. Бразовская // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - № 5. - С. 76-79.
Волынчиков И. Б. Исследование основных проблем развития морского транспорта России / И. Б. Волынчиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2013. - № 1 (20). - С. 159-167.
Aydin N. Speed optimization and bunkering in liner shipping in the presence of uncertain service times and time windows at ports / N. Aydin, H. Lee, S. A. Mansouri // European Journal of Operational Research. - 2017. - Vol. 259. - Is. 1. - Pp. 143-154. DOI: 10.1016/j.ejor.2016.10.002.
Руднева З. С. Особенности таможенного обложения и ремонта морских судов (на примере Таможенного союза) / З. С. Руднева // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 4 (52). - С. 340-344.
Полошевец А. А. Анализ процессов таможенного оформления и таможенного контроля морских судов (на примере таможенного поста «Морской порт Находка») / А. А. Полошевец, Ю. В. Малышенко // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2008. - № 4 (45). - С. 83-87.
Семенов С. С. Совершенствование процесса таможенного оформления и таможенного оформления контроля судов загранплавания (на примере балтийской таможни) / С. С. Семенов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 49. - С. 179-184.
Безюков О. К. Динамика потребления энергетических ресурсов и повышение эффективности их использования / О. К. Безюков, Е. В. Ерофеева, В. А. Жуков // Справочник. Инженерный журнал с приложением. - 2015. - № 1 (214). - С. 41-48. DOI: 10.14489/hb.2015.01.pp.041-048.
Лаврентьева Е. А. Организационно-нормативные основы нового акцизного налогообложения судоходного бизнеса / Е. А. Лаврентьева, Г. А. Плавинская // Транспортное дело России. - 2016. - № 2. - С. 18-21.
Acosta M. Bunkering competition and competitiveness at the ports of the Gibraltar Strait / M. Acosta, Coronado, M. D. M. Cerban // Journal of Transport Geography. - 2011. - Vol. 19. - Is. 4. - Pp. 911-916. DOI: 10.1016/j.jtrangeo.2010.11.008.
Донцов С. В. Методика проведения драфт-сюрвея / С. В. Донцов. - О.: Изд-во «Одесса», 2014. - 302 с.
Эглит Ян Янович - доктор технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»Цивелева Мария Андреевна - кандидат технических наук
Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии