Разработана модель на основе теории нечетких множеств, позволяющая выработать рекомендации по выбору вида профессиональной деятельности выпускников вуза. «Нечеткая» модель позволяет конкретизировать трудно формализуемые показатели, определяющие способность выпускника к конкретному виду деятельности. Модель учитывает также основные требования к выпускникам вуза в соответствии с существующими государственными образовательными стандартами и степень освоения выпускниками изучаемых дисциплин. Формируется оценка уровней компетентностей конкретных выпускников по основным группам изучаемых дисциплин. Разработаны требования к различным группам дисциплин в зависимости от будущей профессиональной деятельности выпускника. Составлены таблицы, в которых определены требования к уровню знаний в зависимости от профессиональной деятельности и потенциальных способностей выпускников к различным видам деятельности. Таблицы разработаны на основе экспертных оценок, учитывающих опыт работы специалистов в различных видах деятельности.В соответствии с указанными требованиями составлены матрицы, определяющие степень соответствия требований к различным видам профессиональной деятельности выпускника уровню освоения различных дисциплин. С использованием составленных матриц методом минимаксной композиции определяется вид деятельности, адекватный соотношению степени компетенций выпускника требованиям, установленным к этому виду деятельности. На основании полученных соотношений разработана методика, определяющая рекомендации по виду дальнейшей профессиональной деятельности выпускников. Приведен пример использования составленной модели для выработки рекомендаций по выбору вида профессиональной деятельности для выпускников радиотехнической специальности Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова на основании действующего Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования 25.05.03 «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» (уровень специалитета).
нечеткая модель, профессиональная деятельность выпускников, оценка уровня компетентности, бинарные отношения, минимаксный критерий, уровень знаний, матрица компетентностей, вид профессиональной деятельности, рекомендации по выбору деятельности
Дёшина Н. О. Компетентностный подход в высшей школе как необходимое условие повышения качества образования. Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании / Н. О. Дёшина, И. В. Фалина // III Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сб. науч. ст. - 2014. - С. 110-113.
Карелин В. П. Модели и методы представления знаний и выработки решений в интеллектуальных информационных системах c нечёткой логикой / В. П. Карелин // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2014. - № 1 (19). - С. 75-83.
Бахусова Е. В. Методы принятия решений на основе нечеткой математики / Е. В. Бахусова // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2013. - № 9. - С. 371-376.
Леоненков А. В. Нечеткое моделирование в среде МАТLAB и fuzzy TECH / А. В. Леоненков. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 719 с.
Смирнова Е. Е. Нечеткая когнитивная модель механизма формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра экономики / Е. Е. Смирнова, Е. Н. Надеждин // Информатизация образования и науки. - 2016. - № 1 (29). - С. 175-185.
Азарнова Т. В. Повышение эффективности методов управления развитием персонала на основе нейросетевых моделей и нечетких экспертных технологий / Т. В. Азарнова, В. В. Степин, И. Н. Щепина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2014. - № 3. - С. 121-130.
Данилаев Д. П. Нечеткая модель отбора профилей подготовки технических специалистов / Д. П. Данилаев, Л. Ю. Емалетдинова // Открытое образование. - 2015. - № 4 (111). - С. 28-32.
Полетайкин А. Н. Нечеткий подход к оцениванию личностных качеств обучающихся вуза / А. Н. Полетайкин, Т. С. Ильина // ИТпортал. - 2016. - № 4 (12). - С. 2.
Сазонов А. Е. Использование метода экспертных отношений предпочтения для оценки уровня совершенства системы управления безопасностью морского судна / А. Е. Сазонов, Г. С. Осипов, В. Д. Клименко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - 2013. - № 3 (19). - С. 94-104.
Ганина Я. О. Нечеткая продукционная модель для оценки профессиональных качеств морских специалистов / Я. О. Ганина, В. В. Лаптев // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. - 2016. - № 3. - С. 101-108.
Айзинов Сергей Дмитриевич - кандидат технических наук
SAysinovMob@mtc.spb.su. AjzinovSD@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»Сазонов Анатолий Ефимович - доктор технических наук, профессор
sazonst@yandex.ru. kaf_avt@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»Солодовниченко Михаил Борисович - кандидат технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»