ЗАДАЧА СИНТЕЗА СТРУКТУРЫ МОРСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТЕРМИНАЛА

Аннотация

Статья содержит предложения по решению задачи синтеза структуры морского пассажирского терминала. Актуальность этого обосновывается, с одной стороны, наблюдаемым увеличением интенсивности круизных и пассажирских судов и увеличением пассажиропотока, с другой - необходимостью достижения определенных наилучших параметров работы. При этом проведение экспериментов с уже построенными терминалами достаточно проблематично. Данная задача может быть решена только синтезом, а также построением семейства целевых функций в аналитическом виде и в виде практической реализации полученного функционала в имитационной модели. Построение целевой функции требует учета граничных условий, ограничений и включения ключевых показателей производительности. В модель предлагается включить функцию, описывающую влияние внешней среды. Задача обеспечения оснащения морского пассажирского порта соответствующим оборудованием с надлежащим материально-техническим обеспечением и привлечением специалистов является одной из основных статей бюджета терминала. В данном аспекте задача синтеза сводится к задаче параметрического синтеза. В статье представлены модели исследования процессов как связанных с круизными судами, так и технологические процессы обслуживания пассажиров. Представлен анализ процессов по отдельности и обосновывается использование семейства моделей на микроуровне. При этом обосновывается неэффективность использования обобщенных моделей, которые можно представить с помощью методики системной динамики. Имитационная модель позволит уточнить полученные результаты, определить пространственное расположение оборудования и технических параметров, а также даст возможность использовать в модели реальные статистические значения. Выбор оборудования и ввод в модель соответствующих параметров и граничных условий в процессе обработки пассажиропотока формирует лицо, принимающее решение. В результате формируется набор аналитических данных, на основании которых лицо, принимающее решение, выберет набор связанных параметров, обеспечивающих выполнение требуемых показателей работы. Результаты в данном случае будут основой для формирования технико-экономического обоснования для морского пассажирского терминала. Построенная целевая функция может быть дополнена определенным набор переменных, описывающих наличие возможных уникальных процессов. Объектом исследования был выбран морской пассажирский порт «Морской фасад» (г. Санкт-Петербург). Правильность полученных результатов подтверждается параметрическим синтезом и результатами моделирования.

Ключевые слова

показатели производительности, морской пассажирский терминал, имитационное моделирование, синтез структуры, производительность, уровень обеспечения, целевая функция

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Бесекерский В. А. Теория систем автоматического регулирования / В. А. Бесекерский, Е. П. Попов. - М.: Профессия, 2004. - 747 с.
Beckman M. J. Tinbergen lectures on organization theory / M. J. Beckman. - Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 1988. - 252 p.
Handbook of Terminal Planning / edited by J. W. Böse. - Springer Science+Business Media, LLC, 2011. - 456 p. DOI: 10.1007/978-1-4419-8408-1.
Marine transportation management / edited by Henry S. Marcus. - Taylor & Francis, 1987. - 247 p.
Постановление Правительства РФ от 19.08.2009 № 676 «О правилах обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности».
Порт Санкт-Петербург Морской Фасад. Даты пиковых нагрузок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.portspb.ru/Raspisanie (дата обращения: 15.02.2018).
Сольницев Р. И. Модели и методы принятия проектных решений / Р. И. Сольницев. - СПб.: ЛЭТИ, 2010. - 68 c.
Майоров Н. Н. Исследование операционных процессов обслуживания пассажиров в морском пассажирском терминале с использованием моделирования / Н. Н. Майоров, В. А. Фетисов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 6 (40). - С. 70-80. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-6-70-80.
Приказ Министерства транспорта РФ от 22.12.2009 № 247 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Dragovic B. Simulation Modelling of Ship-Berth Link with Priority Service / B. Dragović, N. K. Park, Z. Radmilović, V. Maraš // Maritime Economics &Logistics. - 2005. - Vol. 7. - Is. 4. - Pp. 316-335. DOI: 10.1057/palgrave.mel.9100141.
Dragović B. Ship-berth link performance evaluation: simulation and analytical approaches / B. Dragović, K. Park, Z. Radmilović // Maritime Policy & Management. - 2006. - Vol. 33. - Is. 3. - Pp. 281-299. DOI: 10.1080/03088830600783277.
Jugović A. Organization of Maritime Passenger Ports / A. Jugović, V. Mezak, S. Lončar // Pomorski zbornik. - 2006. - Vol. 44. - Is. 1. - Pp. 93-104.

Об авторах

Майоров Николай Николаевич - кандидат технических наук, доцент

nmsoft@yandex.ru

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»