Изложены аспекты определения экономической эффективности и экологической безопасности реального рейса судна «SORMOVSKIY-45» на маршруте Ростов-на-Дону (РФ) - Дуррес (Албания), выполненного в феврале 2017 г. За нормативную базу данной статьи приняты Резолюции Международной морской организации (ММО) и ее комитетов в части экономии расхода судового топлива и, соответственно, снижения эмиссии компонентов «парниковых» газов: диоксида углерода, сажи, углеводородов, оксидов азота. Речь идет об имплементации таких документов ММО, как План управления энергетической эффективности судна (ПУЭЭС), Конструктивный (достигнутый) коэффициент энергетической эффективности судна (К(Д)КЭЭС), Операционный коэффициент энергетической эффективности судна (ОКЭЭС). В отличие от предыдущих нормативных документов, ставящих основной целью сокращение времени перехода, вышеприведенные документы ММО имеют следующую основную цель: сокращение расхода судового топлива и снижение эмиссии с отработанными газами судовых энергетических установок компонентов«парниковых» газов. В процессе реального морского перехода исследовано влияние скорости судна, массы перевозимого груза, дистанции морского перехода, используемой мощности судовой энергетической установки (СЭУ), количества оборотов на коленчатом валу СЭУ на ОКЭЭС. На основании выполненных расчетных исследований проведены работы по минимизации ОКЭЭС. Минимальные значения ОКЭЭС в условиях реального рейса могут быть достигнуты при следующих условиях: масса перевозимого груза должна быть в пределах не менее 3000 - 3100 т, скорость судна в пределах 6,5 - 9,0 уз. Дистанция перехода не влияет на величину ОКЭЭС. На приведенные выше результаты могут оказать влияние гидрометеорологические условия.
расход, судовое топливо, минимизация, конструктивный и операционный коэффициент, «парниковый» эффект, план управления, энергетическая эффективность, Constructive, Operational, «greenhouse» effect, Management Plan, Energy efficiency
MARPOL Consolidated edition 2011: Articles, Protocols, Annexes and Unified Interpretations of the International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, 1973 as modified by the 1978 and 1997 Protocols. - London: CPI Group (UK) Ltd, 2011. - 448 p.
Ship Energy Efficiency Management Plan (SEEMP): SEEMP template for owners and operators. - London: Lloyd’s Register, 2012. - 12 p.
Пивоваров Л. А. Разработка плана управления энерго-эффективностью судна (ПУЭЭС) для танкеров / Л. А. Пивоваров // Збірка матер. Міжн. Наук. Практик. Конф. «Сучасні інформаційні та інноваційні технології на транспорті» - MINTT-2013. - Херсон: ВЦ ХДМА, 2013. - Т. 1. - С. 73-77.
SOLAS. Consolidated text jf the International Convention for the Safety of Life ft Sea.1974£ its. Protocol of 1988: articles, annexes and certificates. - London: IMO, 2004. - 566 p.
Богданов В. И. Синергетический подход к задаче оптимизации качества управления судном на курсе /В. И. Богданов, С. А. Подпорин, А. С. Потапов // Проблемы и методы разработки и эксплуатации вооружения и военной техники ВМФ. - 2006. - Вып. 57. - С. 29-34.
МЕРС 65/INF.17 IMO Model Course on Energy-Efficient Operation of Ships. - London: World Maritime University, 2013. - 61 p.
Guidelines for voluntary use of the ship energy efficiency Operational indicator (EEOI). - London: IMO, 2009. - 75 p.
Леонов В. Е. Современные информационные технологии обеспечения безопасности судоходства и их комплексное использование: монография / В. Е. Леонов, В. И. Дмитриев, О. Н. Безбах, А. А. Гуров, В. Б. Сыс, В. Ф. Ходаковский. - Херсон: ВЦ ХДМА, 2014. - 324 с.
Леонов В. Е. Защита окружающей среды. при эксплуатации судов: монография. / В. Е. Леонов, В. И. Дмитриев. - М.: МОРКНИГА, 2017. - 252 с.
Дмитриев В. И. Информационные технологии обеспечения безопасности судоходства и их комплексное использование (e-NAVIGATION): учеб. пособие / В. И. Дмитриев. - М.: МОРКНИГА, 2013. - 176 с.
Пипченко А. Д. Теоретические аспекты судовождения: учеб. пособие / А. Д. Пипченко. - Одесса: ОНМА, 2013. - 144 с.
Лобастов В. М. Электронные картографические системы в судовождении: учеб. пособие / В. М. Лобастов. - Владивосток: Мор. госуд. ун-т, 2009. - 166 с.
Бездух М. О. Методика визначення ризиків та їх прийнятних рівнів для декларування об’єктів підвищеної небезпеки: навчальний посібник / М. О. Бездух. - К.: Основа, 2003. - 191 с.
Панамский канал: новое решение для борьбы с вредными выбросами. Работник моря // Всеукраинская морская газета. - 31 октября 2017. - № 20 (132). - С. 2.
Леонов Валерий Евгеньевич - доктор технических наук, профессор
Херсонская Государственная морская академияТимошенко Владислав Викторович - старший помощник капитана, ассистент
Судоходная компания «NIESCO»; Херсонская Государственная морская академия