В статье на основе данных психологии, педагогики, эргономики и квалиметрии определяются базовые характеристики и механизмы реализации инструментального наблюдения и тестирования как альтернативных методов текущего педагогического контроля в информационных системах при подготовке специалистов для морского флота. Рассматривается реализация текущего педагогического контроля при подготовке различных морских специалистов двумя видами технических средств: тренажерно-обучающими системами (ТОС) и компьютерными системами тестирования (КСТ). Методы достижения целей контроля в ТОС и КСТ различны. В ТОС эти цели достигаются методами инструментального наблюдения, в КСТ - методами тестирования. Применяемые в настоящее время трактовки инструментального наблюдения и тестирования в процессе подготовки флотских специалистов построены на определении их целевого предназначения: инструментальное наблюдение - это осуществляемый техническими средствами процесс мониторинга и оперативной обработки всех параметров деятельности обучающегося для построения выводов об истинном уровне его учебных достижений; тестирование - метод исследования, заключающийся в использовании заданий стандартной формы, по результатам которых можно судить о личностных характеристиках, а также о знаниях, умениях и навыках испытуемого. В связи с совпадением целей рассматриваемых методов их трактовки не позволяют установить различия между ними. Эти различия определяются, во-первых, возможностями контроля той среды, в которой обучающийся реализует свою деятельность, а, во-вторых, систематичностью (постоянством, непрерывностью) самих контролирующих действий.
автоматизированный текущий педагогический контроль, инструментальное наблюдение, тестирование, информационные системы, информационные технологии
Печников А. Н. Альтернативные подходы к проектированию и внедрению компьютерных технологий обучения / А. Н. Печников, Т. П. Аванесова, А. Н. Шиков // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т. 16. - № 2. - С. 433-446.
Аванесов B. C. Композиция тестовых заданий / B. C. Аванесов. - 4-е изд. - М.: Центр тестирования, 2002. - 237 с.
Печников А. Н. Эффективность электронного обучения как проблема педагогической информатики / А. Н. Печников, А. Н. Шиков // Педагогическая информатика. - 2013. - № 3. - С. 49-59.
Аванесов В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний: монография / В. С. Аванесов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. - 135 с.
Багрецов С. А. Оценка знаний обучающихся в автоматизированных обучающих системах / С. А. Багрецов. - СПб.: ПВУРЭ ПВО, 1994. - 192 с.
Опарина Н. М. Адаптивное тестирование / Н. М. Опарина. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. - 95 с.
Ветров Ю. А. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения. Ч. 1. Концепция САО и моделирование процессов деятельности. Кн. 1 / Ю. А. Ветров. - СПб: Изд-во БГТУ, 2003. - 195 с.
Ким В. С. Тестирование учебных достижений: монография / В. С. Ким. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2007. - 214 с.
Переверзев В. Ю. Технология разработки тестовых заданий: справ. руководство / В. Ю. Переверзев. - М.: Е-Медиа, 2005. - 265 с.
Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. - 2-е изд., доп., испр. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 345 с.
Губинский А. И. Надежность и качество функционирования эргатических систем / А. И. Губинский. - Л.: Наука, 1982. - 270 с.
Boyd J. R. (September 3, 1976). Destruction and Creation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.goalsys.com/books/documents/DESTRUCTION_AND_CREATION.pdf (дата обращения: 22.02.2018).
Печников Денис Андреевич - кандидат технических наук, доцент
Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова