Круглогодичное судоходство в западной части Северного морского пути активно развивается за счет использования крупнотоннажных танкеров высокого ледового класса Arc7 с осадкой в 10 - 12 м. Танкеры осуществляют вывоз сжиженного природного газа из порта Сабетта и нефти из Нового порта. Традиционные маршруты в Карском море предполагают обход острова Белый с северной стороны, где имеются навигационные опасности в виде малых глубин, которые снижают маневренные качества судна. Существующие данные по снижению скорости арктических судов на мелководье относятся к одиночному расчетному судну при известных условиях, тогда как на практике стесненная осадка, такая как навигационная опасность, оказывает влияние на весь транспортный поток, т. е. на группу судов. Целью данной работы является исследование и сравнение фактических данных по изменению скорости судов на мелководье при движении в составе сложившегося транспортного потока, поскольку скорость движения судна является основным фактором, определяющим безопасность, с одной стороны, и коммерческую привлекательность - с другой. Для проведения исследований использовалась геоинформационная система, позволяющая формировать различные информационные слои и проводить их сравнение. Для участка акватории Северного морского пути, который находится севернее острова Белый, были сформированы отдельные слои с данными о координатах местоположения судов, их скорости, курса и осадки (в балласте и грузовом состоянии). Данные были разделены на отдельные массивы по периоду навигации (летняя - четыре месяца с июля по октябрь, зимняя - восемь месяцев с ноября по июнь и декабрь) и в зависимости от ледового класса судна. Всего для анализа было отобрано более чем 2000 позиций судов за период 2013 - 2017 гг. Было установлено, что суда с максимальной осадкой 12 м и ледовым классом Arc7 имеют наибольшее снижение скорости в период летней навигации в размере 10 %, в ледовых условиях такое снижение несущественно, по причине того, что наибольшее влияние на судно оказывают ледовые поля. Для судов с ледовым классом Arc4,5 снижение скорости практически не зависит от периода навигации, поскольку на чистой воде судно с осадкой до 8 м имеет достаточный запас глубин, а при зимней навигации судно движется в условиях ледокольной проводки и максимальная скорость определяется скоростью ледокола.
Северный морской путь, мелководье, стесненная навигация, морские транспортные потоки, геоинформационная система, скорость движения судна, Northern Sea Route
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Утв. 20.02.2013 г. (с изм. и доп.).
Сазонов К. Е. Влияние мелководья на ледовые качества судна / К. Е. Сазонов, А. В. Рыжков // Мир транспорта. - 2013. - Т. 11. - № 4 (48). - С. 40-47.
Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому пути. - СПб: Изд-во ГУНИО МО РФ, 1995. - 415 с.
Кочнев Ю. А. Оптимизация элементов танкера на ранней стадии проектирования / Ю. А. Кочнев // Труды НГТУ им. Р. Е. Алексеева. - 2010. - № 4 (83). - С. 166-173.
Роннов Е. П. Обоснование основных характеристик архитектурно-конструктивного типа нефтеналивного судна / Е. П. Роннов, Ю. А. Кочнев // Речной транспорт (XXI век). - 2014. - № 5 (70). - С. 30-32.
Богомья В. И. Анализ некоторых эксплуатационных свойств современных крупнотоннажных судов, методов и систем их обеспечения при плавании в стесненных условиях / В. И. Богомья, В. С. Давыдов, Р. В. Кожухаренко // Водный транспорт. - 2014. - № 3 (21). - С. 23-31.
Сазонов К. Е. Ледовая управляемость судов / К. Е. Сазонов. - СПб.: ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, 2006. - 252 с.
Апполонов Е. М. Исследование ледовой ходкости ледокола «Санкт-Петербург» в Карском море / Е. М. Апполонов [и др.] // Судостроение. - 2011. - № 4. - С. 9-12.
Сазонов К. Е. Ледовая ходкость крупнотоннажных судов / К. Е. Сазонов, А. А. Добродеев. - СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2017. - 122 с.
Matsuzawa T. NSR Transit Simulations by the Vessel Performance Simulator “Vesta” Part 1 Speed Reduction and Fuel Oil Consumption in the Summer Transit Along NSR / T. Matsuzawa, N. Sogihara, M. Tsujimoto, S. Uto // Proceedings of the International Conference on Port and Ocean Engineering Under Arctic Conditions. - 2015.
Uto S. NSR Transit Simulations by the Vessel Performance Simulator “VESTA” Part 2 Simple Resistance Formulae of Ships in Floe Ice / S. Uto, H. Shimoda, D. Wako, T. Matsuzawa // Proceedings of the International Conference on Port and Ocean Engineering Under Arctic Conditions. - 2015.
Ольховик Е. О. Информационная модель морских транспортных потоков Северного морского пути / Е. О. Ольховик, А. Б. Афонин, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 1. - С. 97-105. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-1-97-105.
Шацбергер Э. М. Классификационные документы, ледовый паспорт и ходкость судов, удовлетворяющие основным требованиям эффективности ледокольных проводок / Э. М. Шацбергер // Эксплуатация морского транспорта. - 2012. - № 2. - С. 32-37.
Андреев А. А. Использование конструктивных возможностей азиподов на танкерах усиленного ледового класса при плавании в Арктике / А. А. Андреев, М. Ю. Андреева // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 3 (31). - C. 1-14. DOI: 10.21821/2309-5180-2015-7-3-1-14.
Goerlandt F. An analysis of ship escort and convoy operations in ice conditions / F. Goerlandt, J. Montewka, W. Zhang, P. Kujala // Safety science. - 2017. - Vol. 95. - Pp. 198-209. DOI: 10.1016/j.ssci.2016.01.004.
Fu S. Towards a probabilistic model for predicting ship besetting in ice in Arctic waters / S. Fu, D. Zhang, J. Montewka, X. Yan, E. Zio // Reliability Engineering & System Safety. - 2016. - Vol. 155. - Pp. 124-136. DOI: 10.1016/j.ress.2016.06.010.
Ольховик Е. О. Анализ скоростных режимов СПГ-танкеров в акватории Северного морского пути в период зимней навигации 2017 - 2018 гг. / Е. О. Ольховик// Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 2. - С. 300-308. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-2-300-308.
Афонин А. Б. Исследование факторов, влияющих на навигационную аварийность в условиях мелководья / А. Б. Афонин, И. Ю. Королев, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - № 4. - C. 735-743. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-8-4-735-743.
Ольховик Евгений Олегович - кандидат технических наук, доцент
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»