Требования оценки и управления риском в судовых операциях, введенные Международным Кодексом по управлению безопасностью и защитой природной среды, Конвенцией о труде в морском судоходстве 2006 г., а также Манильскими поправками 2010 г. в Конвенцию и Кодекс по подготовке, дипломированию моряков и несению вахты следует рассматривать как эффективные решения Международной морской организации и Международной организации труда, призванные повысить уровень безопасности на море и защиты морской среды, а также повысить качество подготовки морских специалистов. Оценка риска как процесс, предваряющий принятие решений в судовых операциях, играет существенную роль в мотивации более глубокого изучения всех аспектов профессиональных компетенций, а также требует качественной практической подготовки как в учебном заведении, так и на судне. В противном случае неадекватная и непрофессиональная оценка риска в судовых операциях, выполняемая командным составом, за которым следует неправильное решение, может принести вред. В оценке и управлении риском существенная, если не основная, роль отводится человеческому фактору, который в настоящее время является основной причиной аварийности на море. В связи с трудностью формализации человеческий фактор не включается в судовые матрицы оценки риска. Формализация же человеческого фактора в рамках его влияния на оценку риска возможна либо с использованием вероятностных механизмов, либо с помощью качественных подходов, что, несомненно, вносит дополнительные трудности для моряка в адекватном восприятии и понимании сущности риска. В статье предлагается метод расширения матрицы оценки риска в область человеческого фактора на основе комбинации подхода, применяемого в Международной морской организации, для формализованной оценки безопасности и статистических зависимостей, известных как закон Хайнриха. В матрицу оценки риска вводятся такие категории тяжести последствий происшествия, как «ментальное напряжение» и «стресс», возникающие у человека на основе осознания «небезопасных условий работы», «небезопасных действий» и «потенциально опасных ситуаций».
риск, закон Хайнриха, человеческий фактор, небезопасные условия, небезопасные действия, потенциально опасные ситуации, Heinrich’s Law, Human Factor
MSC-MEPC.2/Circ.12/Rev.1 Revised guidelines for FSA for use in the IMO rulemaking process. - International Maritime Organization, 2015. - 70 p.
Strategy, planning and reform: Trends, Developments and Challenges facing the IMO in the 2018-2023 period. - 6 May 2016. - C 116/4/1, COUNCIL 116th session. - 97 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mit.gov.it/mit/mop_all.php?p_id=6535 (дата обращения: 27.06.2018).
ISO 31000: Risk Management - Principles and Guidelines. - 2009. - 36 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ehss.moe.gov.ir/getattachment/56171e8f-2942-4cc6-8957-359f14963d7b/ISO-31000 (дата обращения: 27.06.2018).
Goerlandt F. Risk analysis in maritime transportation: principles, frameworks and evaluation: doctoral dissertations / F. Goerlandt. - Aalto University publication series, 2015. - 73 p.
Kristiansen S. Maritime Transportation: Safety Management and Risk Analysis / S. Kristiansen. London: Routledge, 2004. - 252 p.
A Guide to Risk Assessment in Ship Operations. IACS Recommendation. - No. 127. - 2012. - 8 p.
Report on the investigation into near misses. MSC 71/INF.8. - IMO, 1999. - 6 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.imo.org/Shared/Download.aspx?did=2431 (дата обращения: 27.06.2018).
Report on the investigation into near misses. MSC 74/I5/1. - IMO, 2001. - 31 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.imo.org/Shared/Download.aspx?did=10369 (дата обращения: 27.06.2018).
NYK Fact book I. Segment Business Data. - Ticker code: 9101. - NYK Group, 2016. - 34 p.
Dekker S. Just culture: balancing safety and accountability / S. Dekker. - MPG Books Ltd, Bodmin, Cornwall, 2007. - 166 p.
Логиновский Владимир Александрович - доктор технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»