ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ

Аннотация

В настоящее время морская акватория имеет две ограниченные по площади зоны особого контроля: SECA и ECA, в которых допустимо использовать только низкосернистое топливо, в котором содержание сернистых соединений не должно превышать 0,1 % масс., а в остальной основной части морской акватории используется высокосернистое топливо , содержащее не более 3,5 % масс. S-соед. Использование низкосернистого топлива стимулировано главным образом экологическими аспектами - снижением ущерба воздушному бассейну за счет уменьшения эмиссии сернистого ангидрида - в ущерб экономическим, поскольку стоимость низкосернистого топлива в 2 - 5 раз выше стоимости высокосернистого. По решению Международной морской организации с 01.01.2020 г. весь морской торговый и пассажирский транспорт переводится на низкосернистое топливо (не более 0,5 % масс. S-соед.). Исключение из этого составляют только те суда, которые укомплектованы системами очистки отработанных газов судовых энергетических установок от сернистых соединений, а также суда, на которых проводятся исследования по разработке эффективных способов очистки от сернистых соединений. Проведен анализ технических решений по очистке отработанных газов судовых энергетических установок от сернистых соединений и технологий, реализованных на некоторых круизных судах.В качестве альтернативного решения по очистке отработанных газов судовых энергетических установок от сернистых соединений нами предложена новая комплексная технология, принципиально отличающаяся от разработанной ранее. По девяти основным параметрам выполнено сравнение двух технологических схем, разработаны рекомендации по внедрению системы очистки отработанных газов судовых энергетических установок от сернистых соединений на морских судах при использовании на борту судов дешевого высокосернистого судового топлива. Альтернативная технология очистки отработанных газов судовых энергетических установок от токсических соединений имеет неоспоримые преимущества по сравнению с разработанной по глубине очистки, утилизации теплоты, величине предотвращенного ущерба воздушному бассейну, защите морской окружающей среды, непрерывности процесса, независимо от конкретных ситуаций морского перехода, управлению процессами очистки и утилизации теплоты отработанных газов СЭУ - автоматическому и автономному со штурманского мостика.

Ключевые слова

судовое топливо, сернистые соединения, зоны особого контроля, очистка, судовые энергетические установки, отработанные газы, скруберная очистка, каталитическая очистка, Международная морская организация, токсические вещества, исследования, степень превращения, International Maritime Organization

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

MARPOL Consolidated edition 2011: Articles, Protocols, Annexes and Unified Interpretations of the International Convention for the Prevention of Pollution from Ships, 1973 as modified by the 1978 and 1997 Protocols. - London: CPI Group (UK) Ltd, 2011. - 448 p.
IMO поддержала запрет на топливо с высоким содержанием серы. Работник моря // Всеукраинская морская газета. - 28 февраля 2018. - № 04 (140). - С. 14.
Леонов В. Е. Защита окружающей среды при эксплуатации судов: монография. / В. Е. Леонов, В. И. Дмитриев. - М.: МОРКНИГА, 2017. - 252 с.
Paulsrud H. MJ. A Practical Guide to Wärtsilä Scrubber Systems / H. MJ Paulsrud // Journal of the JIME. - 2015. - Vol. 50. - Is. 3. - Pp. 40-42. DOI: 10.5988/jime.50.315.
Tran T. A. Research of the Scrubber Systems to Clean Marine Diesel Engine Exhaust Gases on Ships / A. Tran // Journal of Marine Science: Research & Development. - 2017. - Vol. 7. - Is. 6. - Pp. 243. DOI: 10.4172/2155-9910.1000243.
Laursen A. Availability of elements for heterogeneous catalysis: Predicting the industrial viability of novel catalysts / A. Laursen, J. Sehested, Ib. Chorkendorff, P. C. K. Vesborg // Chinese Journal of Catalysis. - 2018. - Vol. 39. - Pp. 16-26. DOI: 10.1016/S1872-2067(17)62979-6.
Winnes H. Reducing GHG emissions from ships in port areas / H. Winnes, L. Styhre, E. Fridell // Research in Transportation Business & Management. - 2015. - Vol. 17. - Pp. 73-82. DOI: 10.1016/j.rtbm.2015.10.008.
Rehmatulla N. The Implementation of Technical Energy Efficiency and CO2 Emission Reduction Measures in Shipping / N. Rehmatulla, J. Calleya, T. Smith // Ocean Engineering. - 2017. - Vol. 139. - Pp. 184-197. DOI: 10.1016/j.oceaneng.2017.04.029.
Zhmur V. N. Ways to increase economic energy efficiency and environmental safety of sea freight / N. Zhmur, V. Ye. Leonov // American Scientific Journal. - 2018. - Vol. 19. - Pp. 15-21.
Леонов В. Е. Исследование влияния параметров морского перехода на операционный коэффициент энергетической эффективности судна / В. Е. Леонов, В. В. Тимошенко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 2. - С. 390-401. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-2-390-401.
Carnival committed to EGCS as its 2020 compliance solution [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ibia.net/carnival-committed-to-egcs-as-its-2020-compliance-solution/ (дата обращения: 20.04.2018).
Carnival Corporation & PLC. Sustainability [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.carnivalcorp.com/phoenix.zhtml?c=140690&p=irol-sustainability (дата обращения: 20.04.2018).
Carnival Corporation’s Exhaust Gas Cleaning Technology installed on 60 percent of fleet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prnewswire.com/news-releases/carnival-corporations-exhaust-gas-cleaning-technology-installed-on-60-percent-of-fleet-300413964.html (дата обращения: 20.04.2018).
Пивоваров Л. А. Разработка плана управления энергоэффективностью судна (ПУЭЭС) для танкеров / Л. А. Пивоваров // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Современные информационные и инновационные технологии на транспорте» - MINTT-2013. - Херсон: ИЦ ХГМА, 2013. - Т. 1. - С. 73-77.
МЕРС 65/INF.17 IMO Model Course on Energy-Efficient Operation of Ships. - London: World Maritime University, 2013. - 61 p.
Guidelines for voluntary use of the ship energy efficiency Operational indicator (EEOI). - London: IMO, 2009. - 75 p.
Леонов В. Е. Очистка отработанных газов энергосиловых установок / В. Е. Леонов, Н. В. Усова, А. П. Данилов // Экотехнологии и ресурсосбережение. - 2007. - № 1. - С. 77-79.

Об авторах

Леонов Валерий Евгеньевич - доктор технических наук, профессор

leonov_v_e@i.ua

Херсонская государственная морская академия

Сердюк Александр Дмитриевич - второй помощник капитана теплохода m/v “Maria-1”

alexanderserdyuk@ukr.net

Херсонский морской торговый порт