В статье излагаются результаты исследования по актуальной для мореплавания теме человеческого фактора в судовождении. Актуальность темы заключается в том, что человеческий фактор, как показывает статистика аварийности на флоте, оказывает преобладающее влияние на безопасность мореплавания. Но несмотря на признание мировым морским сообществом человеческого фактора как одного из основных и положительную динамику роста исследований по этой теме, проблема человеческого фактора пока остается нерешенной. По сложившейся традиции основным подходом к изучению феномена человеческого фактора является психологический подход в интерпретации наук о судовождении, и сам фактор считается психологическим. В данной статье на основе деятельностного подхода в психологии предлагается и обосновывается кибернетический подход к изучению человеческого фактора в судовождении. Объектом исследования является сложная динамическая система управления, основными элементами которой являются судоводитель, судно и объект маневра, а предметом исследования - человеческий фактор судовождения в нотации Пуассона как основная детерминанта вероятностного состояния системы управления. Цель исследования заключается в разработке вероятностной модели нормирования человеческого фактора судовождения с позиций кибернетического подхода. Задачей исследования служит обоснование методики вероятностной оценки человеческого фактора судовождения. Гипотеза исследования основана на принципе деятельностного подхода в психологии, который заключается в единстве сознания и деятельности человека. Если сознание пока представляет собой малоизученную область по сравнению с деятельностью и практически не поддается формализации, то посредством исследования деятельности можно приблизиться к пониманию законов естественного поведения человека и человеческому фактору. В результате проведенного исследования сформулировано понятие человеческого фактора в аспекте кибернетического подхода и предложен оценочный критерий вероятностного состояния системы управления. Полученные результаты рекомендуются для специалистов в области автоматизации управления движением судна, создания интеллектуальных систем управления и в качестве научных знаний судоводителям морских судов торгового и рыбопромыслового флота.
судовождение, судоводитель, человеческий фактор в судовождении, безопасность судовождения, управление судном, деятельностный подход в психологии, кибернетика, энтропия, пропорциональная навигация, закон Пуассона, Poisson’s law
Пазовский В. М. Аварийность на мировом флоте // Безопасность судоходства в Дальневосточном бассейне: cб. докл. науч.-практ. конф. 24-25 октября 2007 г. - Владивосток: Морской гос. ун-т, 2007. - С. 108-113.
Информационный бюллетень «INTERTANKO». Tanker incidents. - 2008. - 27 с.
Субанов Э. Э. Адаптация метода анализа иерархий для принятия решений при оценке степени опасности столкновения морских судов / Э. Э. Субанов, А. В. Миронов // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки. - 2012. - № 3 (167). - С. 8-12.
Tzannatos E. Human element and accidents in greek shipping / E. Tzannatos // The Journal of Navigation. - 2010. - Vol. 63. - Is. 1. - Pp. 119-127. DOI: 10.1017/S0373463309990312.
Количество аварий на водном транспорте в 2015 году увеличилось на 62 %, большая часть приходится на рыбопромысловые суда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portnews.ru/top_news/216552/ (дата обращения: 28.08.2018).
Human Element. International Maritime Organization [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imo.org/OurWork/HumanElement/Pages/Default.aspx (дата обращения: 28.08.2018).
Копорулина В. Н. Психологический словарь / В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. - 3-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 640 с.
Akten N. Analysis of shipping casualties in the Bosphorus / N. Akten // The Journal of Navigation. - 2004. - Vol. 57. - Is. 3. - Pp. 345-356. DOI: 10.1017/S0373463304002826.
Даниленко А. А. Профессиональная надёжность плавсостава как важнейшее условие безопасности судоходства / А. А. Даниленко, А. А. Даниленко // Эксплуатация морского транспорта. - 2008. - № 3 (53). - С. 30-35.
Hetherington C. Safety in shipping: The human element / C. Hetherington, R. Flin, K. Mearns // Journal of safety research. - 2006. - Vol. 37. - Is. 4. - Pp. 401-411. DOI: 10.1016/j.jsr.2006.04.007.
Сазонов А. Е. Человеческий фактор и безопасность управления подвижными объектами / А. Е. Сазонов // Cб. материалов XVI Общего собрания академии навигации и управления движением. - 2003. - С. 6-8.
Patraiko D. e-Navigation and the Human Element / D. Patraiko, P. Wake, A. Weintrit // Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. - CRC Press, 2009. - Pp. 55-60. DOI: 10.1201/9780203869345.ch5
Маурер А. И. Информационная перегрузка как фактор аварийности / А. И. Маурер, О. А. Истомина // Вестник Морского государственного университета. - 2007. - № 15. - С. 60-69.
Loginovsky V. A. The ISPS code as a component of onboard resources in Bayesian Analysis / V. A. Loginovsky, A. P. Gorobtsov, V. E. Kuzmin // Maritime Security and MET: 6th General Assembly of IAMU, Malmö, Sweden 24.-26.10.2005. - Southampton: WIT Press, 2005. - Pp. 215-224.
Ермаков С. В. Превентивное регулирование человеческого фактора в морском судовождении / С. В. Ермаков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 5(39). - C. 39-50. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-5-39-50.
Коровин А. Г. Разработка методов влияния человеческого фактора на безопасность судна / А. Г. Коровин // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2009. - № 10. - С. 31-36.
Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. / А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - Т. II - 320 с.
Фадюшин С. Г. Сближение судна с подвижным объектом методом пропорциональной навигации / С. Г. Фадюшин // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 121.
Фадюшин С. Г. Методы наведения судна на движущийся косяк рыбы / С. Г. Фадюшин // Вестник Морского государственного университета. - 2012. - № 25. - С. 90-95.
Fadyushin S. G. The Linear Assessment Model for Navigational Factors / S. G. Fadyushin // World Applied Sciences Journal. - 2014. - Vol. 29. - Is. 5. - Pp. 689-693. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2014.29.05.13904.
Канн В. Л. Теория пропорциональной навигации / В. Л. Канн, А. С. Кельзон. - Л.: Судостроение, 1965. - 423 с.
Пуассон С. Д. Исследования о вероятности приговоров в уголовных и гражданских делах / С. Д. Пуассон; пер. О. Б. Шейнина. - Изд. 2-е испр. - Берлин: N. G. Verl. (Viatcheslav Demidov), 2013. - 328 с.
Вентцель Е. С. Теория вероятностей / Е. С. Вентцель. - 11-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 664 с.
Фадюшин Сергей Геннадьевич - кандидат технических наук, доцент
Дальневосточный федеральный университет