Исследована динамика изменения параметров морских транспортных потоков в акватории Северного морского пути по итогам навигации 2018 г. Представлена общая характеристика условий плавания в акватории арктических морей. Отмечено значение крупнотоннажных транспортных судов в общем объеме перевозимых грузов. Приводится перечень основных направлений, по которым выполняется морская перевозка грузов в режиме круглогодичной навигации. Определен перечень мероприятий, решение которых позволит обеспечить увеличение объема грузоперевозок в акватории Северного морского пути до 80 млн т к 2024 г. В перечень включены мероприятия по строительству новых ледоколов и крупнотоннажных судов усиленного ледового класса, поиск решений по снижению влияния фактора сезонности на ритмичность и объемы грузоперевозок. Обоснована необходимость разработки теории морских транспортных потоков. Установлен перечень основных научных и практических задач, решение которых может быть получено с использованием методов теории транспортных потоков. Определена роль и значение экспериментальных данных в разрабатываемой теории. Отмечено место результатов представленных исследований в комплексе научных работ, проводимых на Арктическом факультете Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. Приведено описание методов, использованных при исследовании параметров морских транспортных потоков, а также источников информации. Приведены сравнительные количественные оценки изменения плотности потоков транспортных судов в акватории Северного морского пути в зависимости от навигационного периода, а также сравнительные характеристики плотности судовых потоков Карского моря и остальной части акватории Северного морского пути. По результатам экспериментальных данных 2018 г. определены некоторые специфические особенности функционирования арктической морской транспортной системы. Определена цель и задачи дальнейших исследований.
Северный морской путь, крупнотоннажные суда, морские транспортные потоки, геоинформационная система, исследование скоростных режимов, Northern Sea Route
Администрация Северного морского пути [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nsra.ru/ (дата обращения: 15.09.2018).
Федеральное агентство морского и речного транспорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.morflot.ru/ (дата обращения: 15.09.2018).
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.
Zhang Z. Vessel traffic flow analysis and prediction by an improved PSO-BP mechanism based on AIS data / Z. G. Zhang, J. C. Yin, N. N. Wang, Z. G. Hui // Evolving Systems. - 2018. - Pp. 1-11. DOI: 10.1007/s12530-018-9243-y.
Benedyk I. V. A binary probit model to analyze freight transportation decision-maker perspectives for container shipping on the Northern Sea Route / I. V. Benedyk, S. Peeta // Maritime Economics & Logistics. - 2018. - Vol. 20. - Is. 3. - Pp. 358-374. DOI: 10.1057/s41278-016-0046-4.
Дехтярук Ю. Д. Некоторые вопросы создания морских транспортных систем для вывоза углеводородов из Арктики / Ю. Д. Дехтярук, А. А. Добродеев, К. Е. Сазонов // Арктика: экология и экономика. - 2013. - № 2 (10). - С. 84-91.
Добродеев А. А. Современные подходы к обеспечению навигации крупнотоннажных судов во льдах / А. А. Добродеев, Н. Ю. Клементьева, К. Е. Сазонов // Транспорт Российской Федерации. - 2015. - № 4 (59). - С. 29-32.
Акмайкин Д. А. Обзор функциональных возможностей и перспективы современных автоматизированных систем планирования маршрута судна / Д. А. Акмайкин, Д. Б. Хоменко, С. Ф. Клюева // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - № 2. - С. 237-251. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-2-237-251.
Акмайкин Д. А. Эвристический поиск оптимального маршрута судна по Северному морскому пути / Д. А. Акмайкин, С. Ф. Клюева, П. А. Салюк // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2015. - № 5 (33). - C. 55-62. DOI: 10.21821/2309-5180-2015-7-5-55-62.
Некрасов С. Н. Определение навигационных рисков при имитационном моделировании управления судном при проходе узкости / С. Н. Некрасов, К. И. Ефимов, Д. В. Трененков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 1 (23). - C. 34-36.
Tezikov A. Research of quantitative indicators of tightness of the northern sea route (NSR) / A. Tezikov, A. Afonin, V. Kljuev // Proceedings of the International Conference on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions, POAC. - 2017.
ФГУП «Гидрографическое предприятие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hydro-state.ru/ (дата обращения: 15.09.2018).
В Санкт-Петербурге открылся Центр морских арктических компетенций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gumrf.ru/news/1/news_161018_3.html (дата обращения: 17.10.2018).
Афонин А. Б. Разработка методов оценки проходных глубин на трассах Северного морского пути в зависимости от подробности съёмки рельефа дна / А. Б. Афонин, Е. О. Ольховик, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 4 (38). - C. 62-68. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-4-62-68.
Афонин А. Б. Исследование влияния подробности гидрографической съемки на оценку проходных глубин / А. Б. Афонин, И. Ю. Королев, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - № 5. - С. 1007-1016. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-5-1007-1016.
Афонин А. Б. Исследование факторов, влияющих на навигационную аварийность в условиях мелководья / А. Б. Афонин, И. Ю. Королев, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - № 4. - C. 735-743. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-8-4-735-743.
Тезиков А. Л. Гидрографическая изученность акватории Северного морского пути / А. Л. Тезиков, А. Б. Афонин, Е. О. Ольховик // Транспорт Российской Федерации. - 2018. - № 2 (75). - С. 19-21.
Ольховик Е. О. Информационная модель морских транспортных потоков Северного морского пути / Е. О. Ольховик, А. Б. Афонин, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 1. - С. 97-105. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-1-97-105.
Морской портал Сканэкс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scanex.ru/cloud/maritime/ (дата обращения: 17.09.2018).
Регистровая книга РС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lk.rs-class.org/regbook/regbookVessel?ln=ru (дата обращения: 17.09.2018).
Ольховик Е. О. Анализ скоростных режимов СПГ-танкеров в акватории Северного морского пути в период зимней навигации 2017-2018 гг. / Е. О. Ольховик // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 2. - C. 300-308. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-2-300-308.
Ольховик Е. О. Исследование количественных характеристик морских транспортных потоков на маршрутах Северного Морского пути / Е. О. Ольховик // Материалы международной научно-технической конференции «Техническая эксплуатация водного транспорта: проблемы и пути развития», 17-19 октября 2018 г. - Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный технический университет, 2018.
Ольховик Евгений Олегович - кандидат технических наук, доцент
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имениадмирала С. О. Макарова»