В настоящее время цифровизация выбрана в качестве магистрального пути повышения эффективности национальной экономики и ее транспортной отрасли. Ожидается, что информационная интеграция торговых контрагентов, а также операторов транспортного рынка, предприятий различных видов транспорта и других участников перевозок, которая будет являться результатом этого процесса, приведет к общему снижению времени на организацию перевозок и позволит на основе появившихся новых возможностей учета и анализа реализовать эффективные мероприятия по планированию и оперативному управлению перевозками. Это должно облегчить доступ на транспортный рынок клиентам и перевозчикам, исключив возможную дискриминацию по критерию масштаба производства. Однако проблемным вопросом является структура интегрированных электронных документов, сопровождающих мультимодальную перевозку. В статье рассматривается структура транспортного пространства, проводящего потоки, обусловленные выполняемыми перевозками: информационные, финансовые, материальные, а также устанавливается этапность их прохождения. Транспортные документы рассматриваются как информационная составляющая координации транзакций. Исследовано содержание и развитие блокчейн-технологий на транспорте в контексте транспортного пространства и транспортной логистики. Рассмотрено информационное наполнение действующих транспортных документов (на видах транспорта), в частности, грузовых перевозочных документов. Выполнена оценка их информационной совместимости в целях реализации цифровой блокчейн-технологии. Сделано предположение о необходимости ввода промежуточного электронного документа - паспорта перевозки с воспроизведением его уникального номера в генерируемых в ходе перевозки грузовых перевозочных документов. В результате сделан вывод о том, что актуализация перспективного направления повышения эффективности и обеспечения доступности транспортной отрасли возможна на основе декомпозиции потоковых процессов в транспортном пространстве; транспортное пространство является неоднородным, структурированным по слоям, соответствующим как этапам, так и характеру обеспечивающих потоков; этим же обусловлено объективно сложившееся и документально зафиксированное разнообразие баз данных и проформ документов, обеспечивающих прохождение процессов в транспортном пространстве, в основном различающихся по видам транспорта. Указано, что перспективным шагом на пути цифровизации транспортной отрасли может явиться введение промежуточного электронного документа (паспорта перевозки), предваряющего повсеместный переход к блокчейн-технологиям.
транспортное пространство, транспортная логистика, цифровизация, блокчейн-технологии, паспорт перевозки
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. М.: Минэкономразвития России, 2013.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203).
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р).
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, в редакции от 11 июня 2014 г. № 1032-р).
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р).
Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р).
Изотов О. А. Внешнеторговые операции и их транспортное обеспечение / О. А. Изотов, А. В. Кириченко, О. В. Соляков. - СПб.: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2013. - 421 с.
De Oliveira L.K. Simulation of an Urban Logistic Space for the Distribution of Goods in Belo Horizonte, Brazil / L. K.de Oliveira, B. R. P. e Oliveira, V. de Assis Correia// Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 125. - Pp. 496-505. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.1491.
Rodrigue J.-P. The Geography of Transport Systems / J-P Rodrigue, C. Comtois, B. Slack. - Fourth Edition. - New York: Routledge, 2017. - 440 p.
Stalmašeková N. The Impact of Using the Digital Environment in Transport / N. Stalmašeková, T. Genzorová, T. Čorejová, L. Gašperová // Procedia Engineering. - 2017. - Vol. 192. - Pp. 231-236. DOI: 10.1016/j.proeng.2017.06.040.
Rodrigue J.-P. Transportation and the Internet / J.-P. Rodrigue // The SAGE Encyclopedia of the Internet, edited by B. Warf. - London: SAGE, 2018. - Pp. 875-878.
Yap M. Workshop 8 report: Big data in the digital age and how it can benefit public transport users / M. Yap, M. Munizaga // Research in Transportation Economics. - 2018. DOI: 10.1016/j.retrec.2018.08.008 (Inpress).
Кузнецов А.Л. Морская контейнерная транспортно-технологическая система: монография / А. Л. Кузнецов [и др.]. - СПб.: Изд-во МАНЭБ, 2017. - 320 с.
Проформы чартеров и коносаментов (2-М). Кн. 1-12 / под ред. В. В. Пузырёва. - СПб.: Изд-во «ЦНИИМФ», 1994-2005.
Кузнецов Александр Львович - доктор технических наук, профессор
thunder1950@yandex.ru. kaf_pgt@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Кириченко Александр Викторович - доктор технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Щербакова-Слюсаренко Виктория Николаевна - кандидат технических наук
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»