СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СИСТЕМЕ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СУДОВОЖДЕНИЮ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы построения модели познавательной деятельности обучающегося как субъекта, осуществляющего целенаправленную и сознательную деятельность по саморазвитию умений и навыков в профессиональной деятельности и личностных характеристик, реализуемых в ходе тренажерной подготовки по судовождению. Определены четыре последовательно осваиваемых обучающимся уровня как по признакам глубины ориентировочной основы действий, так и полноты представления ситуации и цели деятельности, а также способа решения профессиональных задач. Построена частная модель обучающегося в системе тренажерной подготовки, действующего в рамках дидактической подсистемы организационного управления системы тренажерной подготовки, подверженного двум видам управляющих воздействий: со стороны руководителя тренажерной подготовки и с помощью самоуправления. На этой основе предложена модель познавательной деятельности обучающегося, которая послужила базой построения структурно-функциональной модели обучающегося, осуществляющего тренажерную подготовку. Эта модель включает описание совокупности умений и навыков, вырабатываемых в ходе тренажерной подготовки, а также совокупности личностных характеристик, дополняющих умения и навыки. Установлены четыре уровня усвоения деятельности по судовождению обучающимся: операционный, функциональный, конструктивный и творческий. Определен состав показателей, характеризующий достигнутый уровень усвоения обучающимся: качество усвоения информации и прочность ее усвоения. Разработан перечень личностных характеристик, которые должны быть выработаны обучающимся в ходе тренажерной подготовки. Модель обучающегося дополнена описанием его самостоятельных усилий по формированию профессиональных умений и навыков и выработке личностных характеристик. Сделаны выводы о том, что деятельность специалиста по судовождению характеризуется целями, ситуациями, способами выполнения и условиями.

Ключевые слова

тренажерная подготовка, профессиональная задача, личностная характеристика, саморазвитие, модель обучающегося, оператор, специалист, судовождение

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Сметюх Н. П. Многофункциональные виртуальные тренажеры для подготовки экипажей судов рыбопромыслового флота: дис. … канд. техн. наук; специальность 05.13.06 / Н. П. Сметюх. - СПб.: НИУ ИТМО, 2017. - 185 с.
Алексеева Е. К. Задача агрегирования частных показателей качества объектов в интегральный показатель качества системы тренажерной подготовки специалистов по судовождению / Е. К. Алексеева, С. А. Алексеев // Журнал Университета водных коммуникаций. - 2013. - № 3. - С. 109-115.
Сметюх Н. П. Разработка адаптивной компьютеризированной системы обучения специалистов водного транспорта в процессе промысла / Н. П. Сметюх // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 3 (37). - С. 217-227. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-7-3-217-227.
Lisitsyna L. S. Models and Methods for Adaptive Management of Individual and Team-Based Training Using a Simulator / L. S. Lisitsyna, N. P. Smetyuh, S. P. Golikov // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. - IOP Publishing, 2017. - Vol. 66. - Рp. 012010. DOI: 10.1088/1755-1315/66/1/012010.
Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя / Н. В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1989. - 166 с.
Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. - СПб.: МААН, 1993. - 54 с.
Талызина Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина. - М.: Знание, 1986. - 108 с.
Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 345 с.
Kovalnogova N. Process model development of educational programs using e-learning and distance learning technologies / N. Kovalnogova, S. Sokolov, A. Nyrkov // Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering Conference (EIConRusNW), 2016 IEEE NW Russia. - IEEE, 2016. - Pp. 817-819. DOI:10.1109/EIConRusNW.2016.7448310.
Нырков А. П. Алгоритм управления движением судов, идущих пересекающимися курсами / А. П. Нырков, П. В. Викулин // Журнал Университета водных коммуникаций. - 2011. - № 1. - С. 100-105.
Гриняк В.М. Разработка математических моделей обеспечения безопасности коллективного движения морских судов: дис. … д-р техн. наук; специальность 05.13.18 / В. М. Гриняк. - Владивосток, 2017. - 297 с.
Нырков А. П. Математическая модель резервирующей системы и оптимизация ее работы / А. П. Нырков, Т. В. Дмитриева // Журнал Университета водных коммуникаций. - 2011. - № 2. - С. 98-101.
Нырков А. П. Программно-аппаратная реализация системы предупреждения аварийной ситуации для объектов морского транспорта / А. П. Нырков [и др.] // Автоматизация в промышленности. - 2016. - № 2. - С. 56-60.
Черный С. Г. Задача создания системы управления рисками для сложных систем морских платформ / С. Г. Черный // Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. - 2016. - № 1. - С. 55-61.
Churkin V. I. Procedures for ship collision avoidance / V. I. Churkin, Yu. I. Zhukov // OCEANS’98 Conference Proceedings. - IEEE, 1998. - Vol. 2. - Pp. 857-860. DOI: 10.1109/OCEANS.1998.724360.
Hwang C. N. The integrated design of fuzzy collision-avoidance and h1-autopilots on ships / C. N. Hwang // The Journal of navigation. - 2002. - Vol. 55. - Is. 1. - Pp. 117-136. DOI: 10.1017/S0373463301001631.

Об авторах

Нырков Анатолий Павлович - доктор технических наук, профессор

nyrkowap@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

Алексеев Сергей Алексеевич - доктор технических наук, старший научный сотрудник

ksgati@yandex.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России

Стахно Роман Евгеньевич - кандидат технических наук

piter_rus@mail.ru

Санкт-Петербургский университет МВД России