МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ МОРСКОГО ГРУЗОВОГО ФРОНТА

Аннотация

Выполненная достоверная оценка пропускной способности морского грузового фронта портов и отдельных терминалов остается актуальной проблемой, обусловленной широким спектром решаемых задач, основанных на указанном прогнозе. Рассмотрены основные задачи: начальное технологическое проектирование перспективного порта; проектные соображения по его реконструкции, модернизации, изменению специализации; варьирование потоков судов различных размерных групп и форм привлечения (линейной и рейсовой, характеризующимися регулярными и трамповыми судозаходами соответственно); сезонность прибытия судов и грузов; плановые и внеплановые ремонты перегрузочного оборудования и причального фронта, все это формирует широкий спектр потребителей прогнозной информации как на стратегическом, так и на оперативном уровнях принятия решений. Очевидно, что уровень принятия решений, возможные временные рамки и трудозатраты на их получение существенно различаются в зависимости от стадии проекта, несмотря на то, что требования к качеству прогноза приблизительно одинаковы и остаются«на определенном уровне неопределенности», так как разработчики постоянно учитывают вероятностный характер результатов. Проведенное исследование показывает, что имеются альтернативные варианты получение достоверных прогнозных результатов - уникальные имитационные модели, требующие существенных затрат и имеющие локальное («точечное») значение, либо их упрощенные аналоги, во многом обладающие универсальностью расчетно-аналитических аналогов. В статье рассмотрен новый подход к проблеме прогнозирования возможностей порта на основе предложенной вероятностно-статистической модели работы морского грузового фронта с элементами дискретно-событийного моделирования. Модель уточняет получаемые аналитическими расчетными методами оценки количества причалов, необходимых для обработки грузопотока в прямой задаче технологического проектирования. В обратной задаче модель позволяет оценить возможный грузопоток, который способна обработать группа анализируемых причалов. Адекватность результатов моделирования оценивается на основании проведенных вычислительных экспериментов.

Ключевые слова

морской грузовой фронт, судозаходы, технологическое проектирование, моделирование, вероятностно-статистическая модель

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Кузнецов А. Л. Эволюция показателей, характеризующих эксплуатационную работу портов и терминалов / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, В. Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - № 5. - С. 909-924. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-5-909-924.
Кузнецов А. Л. Моделирование развития портов / А. Л. Кузнецов, А. В. Галин // Морские интеллектуальные технологии. - 2018. - Т. 1.- № 3(41).-С. 176-182.
Кузнецов А. Л. Теоретико-множественная модель для расчета операционных ресурсов контейнерного терминала / А. Л. Кузнецов, А. Д. Семенов, В. Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 5. - C. 1094-1103. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-5-1094-1103.
Кузнецов А. Л. Выбор формы представления структуры универсальной имитационной модели контейнерного терминала / А. Л. Кузнецов, В. Н. Щербакова-Слюсаренко, А. С. Ткаченко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 3. - C. 520-532. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-3-520-532.
Кузнецов А. Л. Имитационное моделирование в задачах анализа операций в морских портах / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, В. Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 2. - C. 259-274. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-2-259-274.
Schepler X. Global planning in a multi-terminal and multi-modal maritime container port / X. Schepler, S. Balev, S. Michel, É. Sanlaville // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. - 2017. - Vol. 100. - Pp. 38-62. DOI: 10.1016/j.tre.2016.12.002.
Rødseth K. L. How do economies of density in container handling operations affect ships’ time and emissions in port? Evidence from Norwegian container terminals / K. L. Rødseth, P. B. Wangsness, H. Schøyen // Transportation Research Part D: Transport and Environment. - 2018. - Vol. 59. - Pp. 385-399. DOI: 10.1016/40 j.trd.2017.12.015.
Irannezhad E. A joint hybrid model of the choices of container terminals and of dwell time / E. Irannezhad, C. Prato, M. Hickman // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. - 2017. - Vol. 121. - Pp. 119-133. DOI: 10.1016/j.tre.2017.12.005.
Loke K. B. Marginal Expansion Planning of Infrastructure at a Container Terminal / K.B.Loke, A.S.A. Kader, M. Z. Ahmad, S. A. Hamid, M. R. Othman // Open Journal of Marine Science. - 2015. - Vol. 5. - Pp. 99-107. DOI: 10.4236/ojms.2015.51009.
Martín-Soberón A. M. Automation in Port Container Terminals / A. M. Martín-Soberón, A. Monfort, R. Sapiña, N. Monterde, D. Calduch // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 160. - Pp. 195-204. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.131.
Saeed N. Application of queuing methodology to analyze congestion: A case study of the Manila International Container Terminal, Philippines / N. Saeed, O. I. Larsen // Case Studies on Transport Policy. - 2016. - Vol. 4. - Is. 2. - Pp. 143-149. DOI: 10.1016/j.cstp.2016.02.001.
Liu D. Modeling assignment of quay cranes using queueing theory for minimizing CO2 emission at a container terminal / D. Liu, Y. E. Ge // Transportation Research Part D: Transport and Environment. - 2018. - Vol. 61. - Pp. 140-151. DOI: 10.1016/j.trd.2017.06.006.

Об авторах

Кузнецов Александр Львович - доктор технических наук, профессор

thunder1950@yandex.ru. kaf_pgt@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

Кириченко Александр Викторович - доктор технических наук, профессор

KirichenkoAV@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

Зайкин Дмитрий Аркадьевич - заместитель начальника Управления,начальник отдела эксплуатации флота

Zaykin.DA@gazprom-neft.ru

ООО «Газпром нефть шельф»