Выполненная достоверная оценка пропускной способности морского грузового фронта портов и отдельных терминалов остается актуальной проблемой, обусловленной широким спектром решаемых задач, основанных на указанном прогнозе. Рассмотрены основные задачи: начальное технологическое проектирование перспективного порта; проектные соображения по его реконструкции, модернизации, изменению специализации; варьирование потоков судов различных размерных групп и форм привлечения (линейной и рейсовой, характеризующимися регулярными и трамповыми судозаходами соответственно); сезонность прибытия судов и грузов; плановые и внеплановые ремонты перегрузочного оборудования и причального фронта, все это формирует широкий спектр потребителей прогнозной информации как на стратегическом, так и на оперативном уровнях принятия решений. Очевидно, что уровень принятия решений, возможные временные рамки и трудозатраты на их получение существенно различаются в зависимости от стадии проекта, несмотря на то, что требования к качеству прогноза приблизительно одинаковы и остаются«на определенном уровне неопределенности», так как разработчики постоянно учитывают вероятностный характер результатов. Проведенное исследование показывает, что имеются альтернативные варианты получение достоверных прогнозных результатов - уникальные имитационные модели, требующие существенных затрат и имеющие локальное («точечное») значение, либо их упрощенные аналоги, во многом обладающие универсальностью расчетно-аналитических аналогов. В статье рассмотрен новый подход к проблеме прогнозирования возможностей порта на основе предложенной вероятностно-статистической модели работы морского грузового фронта с элементами дискретно-событийного моделирования. Модель уточняет получаемые аналитическими расчетными методами оценки количества причалов, необходимых для обработки грузопотока в прямой задаче технологического проектирования. В обратной задаче модель позволяет оценить возможный грузопоток, который способна обработать группа анализируемых причалов. Адекватность результатов моделирования оценивается на основании проведенных вычислительных экспериментов.
морской грузовой фронт, судозаходы, технологическое проектирование, моделирование, вероятностно-статистическая модель
Кузнецов А. Л. Эволюция показателей, характеризующих эксплуатационную работу портов и терминалов / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, В. Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - № 5. - С. 909-924. DOI: 10.21821/2309-5180-2017-9-5-909-924.
Кузнецов А. Л. Моделирование развития портов / А. Л. Кузнецов, А. В. Галин // Морские интеллектуальные технологии. - 2018. - Т. 1.- № 3(41).-С. 176-182.
Кузнецов А. Л. Теоретико-множественная модель для расчета операционных ресурсов контейнерного терминала / А. Л. Кузнецов, А. Д. Семенов, В. Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 5. - C. 1094-1103. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-5-1094-1103.
Кузнецов А. Л. Выбор формы представления структуры универсальной имитационной модели контейнерного терминала / А. Л. Кузнецов, В. Н. Щербакова-Слюсаренко, А. С. Ткаченко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 3. - C. 520-532. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-3-520-532.
Кузнецов А. Л. Имитационное моделирование в задачах анализа операций в морских портах / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, В. Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 2. - C. 259-274. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-2-259-274.
Schepler X. Global planning in a multi-terminal and multi-modal maritime container port / X. Schepler, S. Balev, S. Michel, É. Sanlaville // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. - 2017. - Vol. 100. - Pp. 38-62. DOI: 10.1016/j.tre.2016.12.002.
Rødseth K. L. How do economies of density in container handling operations affect ships’ time and emissions in port? Evidence from Norwegian container terminals / K. L. Rødseth, P. B. Wangsness, H. Schøyen // Transportation Research Part D: Transport and Environment. - 2018. - Vol. 59. - Pp. 385-399. DOI: 10.1016/40 j.trd.2017.12.015.
Irannezhad E. A joint hybrid model of the choices of container terminals and of dwell time / E. Irannezhad, C. Prato, M. Hickman // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. - 2017. - Vol. 121. - Pp. 119-133. DOI: 10.1016/j.tre.2017.12.005.
Loke K. B. Marginal Expansion Planning of Infrastructure at a Container Terminal / K.B.Loke, A.S.A. Kader, M. Z. Ahmad, S. A. Hamid, M. R. Othman // Open Journal of Marine Science. - 2015. - Vol. 5. - Pp. 99-107. DOI: 10.4236/ojms.2015.51009.
Martín-Soberón A. M. Automation in Port Container Terminals / A. M. Martín-Soberón, A. Monfort, R. Sapiña, N. Monterde, D. Calduch // Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 160. - Pp. 195-204. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.131.
Saeed N. Application of queuing methodology to analyze congestion: A case study of the Manila International Container Terminal, Philippines / N. Saeed, O. I. Larsen // Case Studies on Transport Policy. - 2016. - Vol. 4. - Is. 2. - Pp. 143-149. DOI: 10.1016/j.cstp.2016.02.001.
Liu D. Modeling assignment of quay cranes using queueing theory for minimizing CO2 emission at a container terminal / D. Liu, Y. E. Ge // Transportation Research Part D: Transport and Environment. - 2018. - Vol. 61. - Pp. 140-151. DOI: 10.1016/j.trd.2017.06.006.
Кузнецов Александр Львович - доктор технических наук, профессор
thunder1950@yandex.ru. kaf_pgt@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Кириченко Александр Викторович - доктор технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Зайкин Дмитрий Аркадьевич - заместитель начальника Управления,начальник отдела эксплуатации флота
ООО «Газпром нефть шельф»