Определение местоположения морского терминала, как правило, происходит в процессе предпроектных проработок, задолго до принятия инвестиционного решения о реализации проекта. Решение о местоположении терминала должно иметь технико-экономическое обоснование. В случае некорректного географического расположения терминала возрастают риски простоев и неэффективного использования производственных мощностей предприятия на этапе эксплуатации. Эффективное время работы терминала может быть существенно снижено за счет наличия неблагоприятных внешних факторов, в первую очередь, природно-климатических условий. В качестве компенсации рисков неэффективного использования производственных мощностей морского терминала предложена математическая модель оценки эффективности использования бюджета рабочего времени, разработанная с использованием метода Монте-Карло. В качестве критерия эффективности принят коэффициент использования бюджета рабочего времени терминала. Сутью метода Монте-Карло для решения конкретной задачи об оценке эффективности использования бюджета рабочего времени терминала является многократная генерация значений реализации внешних факторов, препятствующих работе терминала и последующая оценка влияния данных факторов на время работы терминала. В настоящей статье рассмотрены следующие неблагоприятные внешние факторы: ветер, температура, ледовые условия, туман, неисправности оборудования. В статье кратко описаны основы метода Монте-Карло, детально изложен процесс подготовки входных параметров для работы модели, описан алгоритм работы модели, показаны результаты моделирования, сделаны соответствующие выводы. Основным результатом в процессе работы модели является диапазон значений коэффициента использования бюджета рабочего времени морского терминала. Значения коэффициента использования бюджета рабочего времени морского терминала могут послужить одним из аргументов в принятии решения о расположении и компоновке морского терминала. В статье выполнен расчет на примере отгрузочных причалов сжиженного природного газа и газового конденсата, расположенных в морском порту Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ, РФ).
морской терминал, метод Монте-Карло, бюджет рабочего времени, моделирование, Monte-Carlo method
Купцов Н. В. Современные методы технологического проектирования морских портов в условиях Российской нормативной базы / Н. В. Купцов // Строительство уникальных зданий и сооружений. - 2012. - № 2. - С. 39-45.
Спасский Я. Б. Актуальные задачи автоматизации проектирования распределенных человеко-машинных систем на примере портовых терминалов / Я. Б. Спасский // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Информатика. Телекоммуникации. Управление. - 2012. - № 5 (157). - С. 85-88.
Suarez-Aleman A. When it comes to container port efficiency, are all developing regions equal? / A. Suárez-Alemán, J. M. Sarriera, T. Serebrisky, L. Trujillo // Transportation Research Part A: Policy and Practice. - 2016. - Vol. 86. - Pp. 56-77. DOI: 10.1016/j.tra.2016.01.018
Янченко А. А. Научные подходы к исследованию процессов функционирования морских портов и портовых терминалов / А.А. Янченко // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2018. - № 55. - С. 185-192.
Кузнецов А. Л. Имитационное моделирование в задачах анализа операций в морских портах / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, В. Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - Т. 10. - № 2. - С. 259-274. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-2-259-274.
Кузнецов А. Л. Роль имитационного моделирования в технологическом проектировании и оценке параметров грузовых терминалов / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, В. А. Погодин, В. Н. Щербакова-Слюсаренко // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2017. - № 2. - С. 93-102. DOI: 10.24143/2073-1574-2017-2-93-102.
Кузнецов А. Л. Имитационное моделирование как инструмент расчета наземных контейнерных терминалов / А. Л. Кузнецов, А. В. Кириченко, А. С. Ткаченко, Г. Б. Попов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2018. - № 1. - С. 100-108. DOI: 10.24143/2073-1574-2018-1-100-108.
Kwak Y. H. Exploring Monte Carlo Simulation Applications for Project Management / Y. H. Kwak, L. Ingall // IEEE Engineering management review. - 2009. - Vol. 37. - No. 2. - Pp. 83-91.
Fishman G. S. Monte Carlo: concepts, algorithms, and applications / G.S. Fishman. - Springer, 1996. -587 p.
Захаров М. Н. Оценка надежности системы снабжения предприятия на основе метода Монте-Карло / М. Н. Захаров, П. А. Николаев // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. - 2013. - № 1. - С. 75-83.
Захаров М. Н. Метод оценки надежности систем снабжения предприятий при выполнении госзаказа / М. Н. Захаров, П. А. Николаев // Контроллинг. - 2015. - № 57. - С. 30-36.
McNamara D. Application of the Monte Carlo method to marine system maintenance studies considering failure modes and spare part stock control / D. McNamara, A. Cunningham, I. Jenkinson, J. Wang // Journal of Marine Engineering & Technology. - 2014. - Vol. 13. - Is. 1. - Pp. 37-58. DOI: 10.1080/20464177.2014.11020291.
Marseguerra M. Biased Monte Carlo unavailability analysis for systems with time-dependent failure rates / M. Marseguerra, E. Zio, F. Cadini // Reliability Engineering and System Safety. - 2002. - Vol. 76. - Is. 1. - Pp. 11-17. DOI: 10.1016/S0951-8320(01)00139-9.
Сампиев Адам Михайлович - кандидат экономических наук, главный инженер проекта
АО «Ленморниипроект»