Исследуется вопрос о состоянии и перспективах реализации технологии e-Навигации, которая является одной из основных инициатив Международной морской организации. Рассматривается инициатива, подразумевающая создание цифровой инфраструктуры на судовом и береговом сегментах, обеспечивающей обмен данными и интеграцию существующих и новых навигационных морских инструментов, что позволит осуществить переход навигационной информации в цифровой формат. E-Навигация включает пять компонентов: потребности пользователей, архитектура и анализ, анализ пробелов, реализацию и обзор выводов. Отмечается, что несмотря на использование навигационных систем, таких как интегрированные мостиковые системы, автоматическая идентификационная система, радиолокационный автопрокладчик и электронно-картографическая навигационно-информационная система, навигационные ошибки в результате человеческого фактора являются одной из главных причин морских аварий. Подчеркивается, что стратегия e-Навигации призвана повысить безопасность судоходства за счет сокращения числа человеческих ошибок. В работе рассматриваются результаты экспертных оценок снижения риска человеческого фактора в рамках внедрения и реализации стратегии e-Навигации.Обращается внимание на то, что в XXI в. e-Навигация обеспечит развитие интеллектуального морского транспорта. В исследовании представлен анализ проектов e-Навигации, которые позволяют понять, что она создает новую парадигму для обмена морской информацией и формирует цифровую инфраструктуру для судоходства. В работе используется теоретический метод исследования проектов e-Навигации и тестовых акваторий. Проанализирован проект создания тестовой акватории в Российской Федерации, результатом которого явится сегмент морской коммуникационной платформы в Финском заливе. Отмечается, что в данном проекте будет создана судовая интегрированная навигационная система, ориентированная на использование сервисов e-Навигации. Завершение проекта ожидается в 2021 г.
безэкипажное судно, управление рисками, тестовая акватория, цифровая навигация, человеческая ошибка, E-Navigation, Risk Control Option
Титов Алексей Валерьевич - кандидат технических наук, руководитель Инженерного проектного офиса
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»Баракат Лама - аспирант
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»Хаизаран Анас - аспирант
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»