УЧЕТ ВЛИЯНИЯ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ ИЗУЧЕННОСТИ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПЛАВАНИЯ КРУПНОТОННАЖНЫХ СУДОВ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ

Аннотация

Рассмотрена проблема обеспечения безопасного плавания крупнотоннажных судов по высокоширотным трассам в условиях недостаточной гидрографической изученности рельефа дна акваторииСеверного морского пути. Решается задача определения полосы безопасного движения судна в условиях недостаточной гидрографической изученности рельефа дна акватории. Приведены основные данные по объему и направлениям морских грузоперевозок, выполняемых крупнотоннажными судами. Выявлены основные тенденции изменения структуры арктического флота, направления морских транспортных потоков и сроков навигационного периода работы судов в арктических морях. Выполнен анализ условий формирования судоходных маршрутов в Карском море. Определены перспективы развития морской транспортной инфраструктуры моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей, включающей сеть глубоководных маршрутов в центральном и восточном секторе Арктики. Приведены количественные характеристики действующих участков основной высокоширотной трассы, представляющих собой систему полос, имеющих ширину 2 км, в пределах каждой из которых глубины превышают 20 м, что подтверждено данными площадного обследование дна. Проанализированы сведения о гидрографической изученности рельефа дна областей, непосредственно примыкающих к трассе. Выполнено ранжирование участков трассы в зависимости от подробности съемки рельефа дна примыкающих областей. Установлены участки трассы, вокруг которых достоверные сведения о глубинах отсутствуют. Исследован вопрос об оценке величины допустимого уклонения судна от трассы. Аналитический обзор научных публикаций позволил установить, что в существующих методах определения допустимых уклонений, подробность съемки рельефа дна примыкающих областей не учитывается. Разработана методика вычисления допустимых уклонений судов от трассы с учетом сведений об окружающих трассу глубинах и подробности гидрографической съемки, на основе которой такие сведения получены. Методика предполагает использование морских навигационных карт, а также содержащихся на них схем гидрографической изученности рельефа дна. Определены направления дальнейших исследований.

Ключевые слова

Северный морской путь, высокоширотные трассы, ширина полосы обследования, боковые уклонения, недостаточная гидрографическая изученность, подробность съемки, математическая модель, Northern sea route

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы














Об авторах

Андреева Екатерина Валерьевна - ассистент

kaf_gm@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

Исаулова Кристина Яновна - заведующая лабораторией

kaf_gm@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»

Тезиков Александр Львович - доктор технических наук, профессор

altezikov@yandex.ru. TezikovAL@gumrf.ru

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»