Отмечается, что в современных условиях профессиональная деятельность судоводителей имеет склонность к усложнению. Научно-технический прогресс является основным фактором этого процесса. Технические средства, которыми пользуется современный судоводитель, принципиально изменились, профессиональная деятельность специалистов водного транспорта становится более опосредованной. Статистические данные позволяют утверждать, что человеческий фактор является основной причиной аварийности на водном транспорте. Человеческий фактор, исследуемый в призме проблемы безопасности судовождения, характеризуется как комплекс ошибочных действий, совершаемых судоводителем, которые могут оказать и оказывают влияние на безопасность судоходства. В современном научном мире доказано и проверено экспериментально, что ресурсы судоводителя, когда он пребывает в плохом психофизическом состоянии, вызванном воздействиями обстоятельств внешней среды и в большей степени ситуацией его привыкания к окружающей обстановке и воздействующих на него факторов, а также психофизиологические свойства судоводителя могут значительно ухудшаться и это обстоятельство с большой вероятностью может помешать ему разобраться в текущей обстановке по существу и принять единственно правильное решение. Для обеспечения безопасного судовождения необходимо взять под контроль человеческий фактор, нужна разработка механизма воздействия на судоводителя и контроля его состояния. Предлагается выработать такие механизмы путем оценки функциональных состояний судоводительского состава. При выполнении судоводителем служебных обязанностей у него возникают функциональные состояния неблагоприятного характера, которые действуют отрицательно на скорость и качество принимаемых им решений. Для обеспечения плавания судов на безопасном уровне требуется комплексная оценка функциональных состояний судоводителей. В статье приведено описание метода, который позволит увеличить безопасность транспортного процесса. Основой данного метода служат инструментальные измерения функциональных состояний судоводительского состава в течение периода несения ходовой навигационной вахты.
метод газоразрядной визуализации, функциональные состояния, ГРВ грамм, безопасность судоходства, GDV grams
Лысенко Юрий Николаевич - доцент
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»Соколов Андрей Игоревич - ст. преподаватель
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»Соколова Ирина Александровна - кандидат технических наук, директор по развитию
СПб ГБУЗ «Городская больница Святого Великомученика Георгия»