Рассмотрены результаты проведенного испытания пары трения: капролон - бронза БрО5Ц5С5. Отмечается, что опыты были проведены на машине трения МИ-1 по схеме «неподвижное кольцо - вращающийся ролик» как на прямой, так и на обратной парах трения. Обратную пару испытывали в условиях смазывания водой и при трении «всухую», прямую - только при смазывании водой. Смазывание выполняли частичным погружением вращающегося роликового образца в ванночку с водой. В каждом опыте сначала осуществляли приработку пары трения в условиях смазывания водой, при этом нагрузку выбирали соответствующей фактическим показателям давления в дейдвудных подшипниках, имеющим место на стадии их приработки. После приработки выполняли регистрацию момента трения при различных нагрузках на пару трения. В опытах без смазки после приработки образцы предварительно тщательно высушивали с помощью бумажных салфеток и устанавливали в прежнее положение с помощью специального приспособления. В ходе проведения эксперимента было выявлено, что трение в сопряжении капролон - оловянистая бронза в режиме граничной смазки при смазывании водой нечувствительно к исходной шероховатости бронзовой и капролоновой поверхности и не зависит от того, по какой схеме - обратной или прямой пары - организована работа сопряжения. Даже при давлениях на площади контакта, характерных для режима приработки дейдвудных капролоновых подшипников, вода надежно поступает в зону трения. Установлено, что трение при граничной смазке практически полностью обусловлено адгезионной составляющей, которая, в свою очередь, определяется дисперсионным взаимодействием между адсорбированными на трущихся поверхностях пленками воды (при работе в воде) или непосредственно между трущимися поверхностями (при работе «всухую»). Отмечается, что применение воды снижает коэффициент трения примерно на 25 %.
дейдвудный подшипник, машина трения, капролон, оловянистая бронза, пресная вода, граничная смазка, гидродинамическая смазка, трение, износ, шероховатость, адгезия
Цветков Юрий Николаевич - доктор технических наук, профессор
yuritsvet@mail.ru. zvetkovun@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Журавлева Ксения Евгеньевна - инженер-технолог
xenia.cher97@gmail.ru. kaf_tsr@gumrf.ru
ЗАО «Канонерский судоремонтный завод»