Выполнено исследование различных способов восстановления бронзовых втулок скольжения судовых деталей наплавкой. Областью повышенного изнашивания бронзовых втулок скольжения судовых деталей является как наружная, так и внутренняя поверхность. Отмечается, что для судоремонтных предприятий предпочтительным является восстановление наружной цилиндрической поверхности детали, что значительно проще. Опыт ремонта облицовок гребных валов и наплавки полых цилиндрических втулок баллера показывает, что наплавка по наружной поверхности приводит к уменьшению внутреннего диаметра детали. Это дает возможность восстановления износа внутренней поверхности путемнаплавки наружной. Проведенные исследования направлены на определение максимально допустимого износа внутренней поверхности, который можно было бы восстановить наплавкой по наружной поверхности, и разработку технологии ремонта. Рассмотрены три способа наплавки, применяемых для выбора технологии восстановления: автоматическая под слоем флюса АН-348А на переменном токе - АДФ; в среде инертного газа (Аргон) постоянным током обратной полярности - МИГ; наплавка сжатой дугой токоведущей присадочной проволокой на постоянном токе прямой полярности - плазменная наплавка. Подчеркивается, что в процессе исследований, при сопоставлении трех технологий наплавки, варьировались число витков наплавки, погонная энергия, температура охлаждения, оценивалось качество поверхности и изменение внутреннего диаметра образцов. При этом предпочтительной технологией восстановления является плазменная наплавка, обеспечивающая высокое качество наплавляемой поверхности. Однако ее применение для рассматриваемого типоразмера детали целесообразно только при восстановлении внутреннего диаметра втулки до 2,0 мм. В процессе проведения исследования, после наплавки всеми способами, внутренняя поверхность втулок имела форму однополостного гиперболоида. Концевые участки, которые не удалось наплавить, практически не имели деформаций. Отмечается, что устранение этого недостатка технологически возможно установкой выводных «планок», т. е. колец, которые позволят выполнить наплавку по всей длине поверхности втулки. Анализ результатов экспериментов позволил сформулировать технологические рекомендации по восстановлению бронзовых втулок судовых деталей.
судовые детали, бронзовые облицовки, втулки баллера, наплавка на переменном токе, в среде инертных газов, плазменная наплавка
Трофимов Александр Александрович - кандидат технических наук
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Кузьмин Александр Алексеевич - кандидат технических наук, доцент
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»Третьяков Дмитрий Викторович - кандидат технических наук
tretyakski@inbox.ru. kaf_tmm@gumrf.ru
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова»