ВЕРОЯТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРИБЫТИЯ КРУИЗНЫХ ИЛИ ПАРОМНЫХ СУДОВ В МОРСКОЙ ПОРТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация

Темой исследования является вопрос разработки новых моделей и методов для оценки эффективности портовых операций морских пассажирских портов и терминалов в целях эффективного планирования работы и точного прогнозирования развития инфраструктуры. Отмечается, что изменения в маршрутных круизных и паромных сетях, особенно актуальные в условиях восстановления пассажиропотока после постепенного снятия ограничений по причине Covid-19, непосредственно отражаются на загруженности порта. Предлагается в сферу принятия решений по управлению морским пассажирским портом включить модели на основе рассмотрения вероятностных процессов заходов круизных или паромных судов. В качестве объекта исследования выбран регион Балтийского моря. Представлены основные современные направления в сфере морских пассажирских перевозок, подтверждающие постепенное восстановление работы маршрутных сетей. Объектом исследования выбран поток круизных и паромных судов морского пассажирского порта Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» (Санкт-Петербург). Выполнен анализ загруженности причалов, анализ размеров круизных и паромных судов, исследованы маршрутные сети паромных и круизных линий. В результате исследования представлена новая стохастическая модель и проведено сравнение с известными законами распределения. На основе полученных данных определена доверительная область принятия решений по загруженности порта. Рассматриваемая зона формируется на основе оценки исследования динамики нестационарной интенсивности движения судов с последующим применением корреляционно-регрессионного анализа и характеристик случайной функции, описывающей интервалы между отдельными прибытиями круизных и паромных судов. В предлагаемую модель включена возможность рассмотрения различных приоритетов, в первую очередь, по длине судна. Для выполнения исследования загруженности порта была построена цифровая транспортная модель в среде AnyLogic. Полученные данные используются для оптимизационных экспериментов в программной среде AnyLogic с целью комплексной оценки работы морского порта за год. На основе оптимизационного эксперимента и моделирования с учетом различных законов распределения формируются данные, которые используются для принятия решений при неопределенности для модернизации инфраструктуры. Представленная модель может быть использована для обоснования управленческих решений как на стратегическом, так и на тактическом уровне для оценки эффективности инвестиционных проектов по развитию морских пассажирских портов и терминалов.

Ключевые слова

паромная сеть, морские паромные перевозки, круговые диаграммы интенсивностей, Балтийское море, интенсивности, система портов

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы














Об авторах

Майоров Николай Николаевич - доктор технических наук, доцент

nmsoft@yandex.ru

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

Фетисов Владимир Андреевич - доктор технических наук, профессор

fet1@aanet.ru

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»

Добровольская Ангелина Александровна - ассистент

angd999@gmail.com

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»