ТЕКУЩИЙ СТАТУС И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ СУДОВ И ПОРТОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ ДЛЯ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

Аннотация

В статье выполнен анализ текущих достижений и дальнейших перспектив в международной научной и проектной деятельности по направлению морской транспортировки углекислого газа (СО2) в целях дальнейшего применения на проектах в РФ. Отмечается, что данное направление является актуальным - задачи по портовой перевалке и транспортировке этого нового газообразного груза рассматриваются авторами с начала 2010-х гг., первые морские проекты будут реализованы в середине 2020-х гг. CCS (от англ. «carbon capture and storage») - улавливание СО2 от промышленных технологических процессов, его транспортировка и хранение в подземных геологических структурах - одна ключевых крупнотоннажных технологий снижения выбросов СО2 на промышленных объектах. Это обуславливает растущий интерес к развитию морского транспорта СО2 и подтверждается тем, что в текущем десятилетии в Европе заявлено к реализации более пяти морских крупнотоннажных хабов СО2. Подчеркивается, что морской транспорт является перспективным способом доставки углекислого газа от территориально отдаленных эмитентов (более 1 км) до месторождений по закачке СО2, что подтверждают научные исследования и технико-экономические обоснования. Выполненный в статье анализ наиболее цитируемых и авторитетных научных международных источников показывает, что по отдельным технологическим направлениям достигнут заметный прогресс: подтверждена надежность технологической цепочки, определены транспортные характеристики СО2, сформирован вывод о целесообразности перевозок СО2 на судах под средним (15-20 атм - эксплуатируемый малотоннажный флот пищевого СО2 и строящиеся суда для норвежского проекта Longship) или малым давлением (до 10 атм - наибольшие перспективы в снижении стоимости и увеличении судовых партий). В предлагаемом обзорном исследовании впервые в отечественной практике сформирован общий функционально-технологический принцип цепочки морского транспорта СО2 и определены оптимальные перспективные технологии. В результате на основе результатов выполненного анализа создана база для дальнейших исследовательских и прикладных работ, являющихся особенно актуальными в связи с растущей заинтересованностью государства и промышленных предприятий в снижении углеродного следа.

Ключевые слова

морские суда, углекислый газ, портовые терминалы, морская транспортировка, ССS-проекты, выбросы углекислого газа, декарбонизация, энергопереход, ESG

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

















































Об авторах

Купцов Николай Владимирович - кандидат технических наук, руководитель направления по планированию и инвестициям

kuptsov.nv@gazprom-neft.ru. kuptsov.nikolay@gmail.com

ООО «Газпромнефть НТЦ»