ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО РИСКА ДЛЯ МОРСКИХ АВТОНОМНЫХ СУДОВ

Аннотация

Темой исследования является вопрос оценки безопасности применения судов автономного типа и подходящих критериев режима эксплуатации, имеющий статус приоритетного, так как в настоящее время большое количество прототипов таких судов планируется к спуску на воду. Отмечается, что классификационные общества определяют правила классификации и постройки данного типа судов. В статье предлагается использовать метод анализа видов и последствий отказов, хорошо зарекомендовавший себя в аэрокосмической промышленности во второй половине прошлого века. Для этого используется концепция приоритета риска, взятая из анализа рейтингов возникновений и последствий отказов. Все параметры для определения приоритета риска получены в ходе анализа аварий различных типов судов, в том числе безэкипажных. Рассмотрен рейтинг возникновения режима отказа в автономном судовождении, рейтинг критичных последствий режима отказов и рейтинг обнаружения режима отказа для автономных судов. Каждый их указанных видов рейтинга включает десять уровней. Оценка уровней отказов состоит изчетырех этапов. Первоначально необходимо осуществить определение потенциальных режимов отказа. Затем проводится оценка параметров концепции приоритета риска и вида отказа. Для каждого эксплуатационного режима работы, а именно: ручного управления, дистанционного или автономного управления осуществляется расчет сценария концепции приоритета риска. Выполнен анализ результатов расчета, сформулированы предложения для каждого из трех эксплуатационных режимов и даны рекомендации корректирующих действий. Полученные результаты показывают, что в одинаковых условиях диапазон уровня риска варьируется в зависимости от эксплуатационных режимов автономного судна. Результаты представлены в таблице выбора корректирующих действий и графически для визуальной оценки и направленности опасности. Предложенный подход позволяет выбрать наиболее безопасный для данного уровня риска режим эксплуатации, а также спрогнозировать необходимые корректирующие действия.

Ключевые слова

морские надводные суда, безэкипажное судно, оценка риска, режимы работы безэкипажных судов, режимы управления, концепция приоритета риска, режим эксплуатации, последствия отказов

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

















Об авторах

Гамс Анастасия Вадимовна - аспирант

gams@msun.ru

МГУ им. адм. Г. И. Невельского

Акмайкин Денис Александрович - кандидат физико-математических наук, доцент

akmaykin@msun.ru

МГУ им. адм. Г. И. Невельского

Ильченко Анна Андреевна - аспирант

ilchenko@msun.ru

МГУ им. адм. Г. И. Невельского