В статье рассматривается вопрос о бункеровке судов сжиженным природным газом, использующимся в качестве судового топлива. Отмечается, что экономическая и экологическая составляющие предопределяют расширение применения газа в качестве топлива на судах. Морское судоходство наносит большой вред окружающей среде. Суда сжигают тяжелое топливо и выделяют большое количество частиц сажи, оксиды серы и оксиды азота, которые опасны как для здоровья, так и для окружающей среды. При этом негативный баланс оксида углерода составляет приблизительно 1 млрд т или 4,5 % мирового выброса двуокиси углерода. Борьба за нулевые выбросы идет по всем направлениям. С 2015 г. ограничено содержание серы в судовом топливе. В 2016 г. для новых судов ограничено содержание оксидов азота. Использование сжиженного природного газа в качестве топлива главных судовых двигателей, а также для производства электроэнергии с целью обеспечения нужд на судах во время стоянки в портах позволяет сдерживать рост загрязнения и выполнять ужесточающиеся экологические ограничения Международной морской организации (IMO), действующей под эгидой ООН. Экологический аспект перехода на использование сжиженного природного газа является определяющим при выборе конкретного пути выполнения требований конвенции Marpol. Экономические преимущества сжиженного газа позволяют в приемлемые сроки окупить затраты на приспособление судна к работе на СПГ, технологическое оборудование и стоимость бункеровки. Достаточно серьезной проблемой является вопрос создания инфраструктуры по бункеровочным операциям. Делается вывод по предпочтительности использования судов-бункеровщиков как более мобильные и безопасные средства для доставки газового топлива от береговых хранилищ или судов-накопителей. Приводятся примеры строительства специальных судов и терминалов.
СПГ, суда-газовозы, природный газ, бункеровка судов, СПГ терминалы и суда, судно-бункеровщик, газотопливное судно, криозаправщик, МАРПОЛ, экология, выбросы, индекс конструкционной энергетической эффективности, LNG, LNG bunkering terminals and vessels, MARPOL, Energy Efficiency Design Index
Пронин Е. Н. Использование сжиженного природного газа на водном транспорте / Е. Н. Пронин. - СПб., 2016. - 48 с.
Фрахт для СПГ-танкеров предельно снизился // Морские вести России. - 2016. - № 8. - С. 1.
Костылев И. И. Теплотехнический аспект морских перевозок сжиженного газа / И. И. Костылев, М. К. Овсянников, Е. Г. Орлова, Н. Е. Сивцов. - СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2002. - 118 с.
Костылев И. И. Морская транспортировка сжиженного газа: учеб.-теор. изд. / И. И. Костылев, М. К. Овсянников. - СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2009. - 304 с.
Шурпяк В. К. О конструктивном коэффициенте энергетической эффективности судов ледового плавания / В. К. Шурпяк, В. В. Гришкин // Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства. - 2013. - № 36. - С. 191-212.
Халилов Н. А. Опыт эксплуатации двухтопливных дизелей / Н. А. Халилов, Н. А.Страхова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2011. - № 2. - С. 124-127.
Крестьянцев А. Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход / А. Крестьянцев, А. Луцкевич // Морской флот. - 2016. - № 3. - С. 38-46.
Крестьянцев А. Бункеровка СПГ: в поисках оптимального решения / А. Крестьянцев // Морской флот. - 2013. - № 2. - С. 36-39.
«Газпром» и Mitsui подписали меморандум по исследованиям в области СПГ-бункеровки [Электронный ресурс]: PortNews. - Режим доступа: portnews.ru/top_news/print/225594 (дата обращения - 22.08.16).
Семенюк А. В. Эксплуатационные режимы паротурбинной установки морского газовоза / А. В. Семенюк, С. А. Гармаш, Л. А. Семенюк // Морские интеллектуальные технологии. - 2013. - Т. 1. - № 1 (19). - С. 45-47.
Хлюпин Л. А. Причальные устройства для заправки судов сжиженным природным газом / Л. А. Хлюпин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2014. - № 6 (28). - С. 125-128.
Костылев Иван Иванович - доктор технических наук, профессор
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»Коняев Дмитрий Викторович - кандидат технических наук, доцент
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»