СИНТЕЗ СТРУКТУРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРОВЫХ ВТУЛОК НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА РАБОТЫ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ

Аннотация

В работе рассмотрен способ решения задачи повышения качества деталей судовых дизелей на основе применения функционально-ориентированных технологий. Изучение условий эксплуатации деталей является отличительной особенностью функционально-ориентированных технологий от традиционных. В статье проанализированы условия работы неподвижных деталей судовых дизельных двигателей: фундаментной рамы, картера, втулки, крышки цилиндров. Приведены нагрузки, действующие на детали, неисправности и причины неисправностей. Выявлено, что наиболее нагруженной деталью остова судового дизеля является цилиндровая втулка. Показано, что функционально-ориентированные технологии позволяют значительно повысить качество изготовления деталей, работающих в сложных эксплуатационных условиях, и более полно реализовать потенциал деталей. В работе приведена и описана общая объектно-ориентированная модель синтеза структуры функционально-ориентированного технологического процесса изготовления цилиндровой втулки. Описаны этапы проектирования технологических процессов изготовления втулок - традиционного и функционально-ориентированного. Представлены этапы синтеза функционально-ориентированного технологического процесса изготовления втулки: указаны эксплуатационные функции, действующие на втулку; показан процесс деления втулки на функциональные элементы, исходя из глубины деления. Указано, что на следующем этапе назначаются виды и схемы технологических воздействий. Кроме того, отмечена необходимость создания трех баз данных. База № 1 должна содержать набор свойств функциональных элементов втулки, база № 2 - принципы, методы и способы технологических преобразований, база № 3 - схемы технологических воздействий. Описано взаимодействие баз - с помощью схем технологического воздействия выполняется преобразование свойств изделия из начальных параметров в конечные свойства на основе принципов и методов.Приведенные особенности проектирования функционально-ориентированных технологий позволили выявить их главное преимущество - возможность выбора технологических воздействий максимально точно, исходя из вида, размера и формы функционального элемента, а также величины и вида нагрузок, действующих на этот элемент. Все это позволяет более полно использовать потенциал деталей, а также повысить долговечность и надежность их работы.

Ключевые слова

дизель судовой, функционально-ориентированная технология, цилиндровая втулка, элемент функциональный, функция эксплуатационная, воздействие технологическое

Читать полный текст статьи:  PDF

Список литературы

Михайлов А. Н. Применение функционально-ориентированных технологий при производстве судовых двигателей внутреннего сгорания / А. Н. Михайлов, А. В. Костенко, А. В. Лукичев // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2015. - № 33. - С. 11-14. DOI: 10.17217/2079-0333-2015-33-11-14.
Михайлов А. Н. Общие принципы повышения эксплуатационных свойств деталей судовых агрегатов на базе функционально-ориентированных технологий / А. Н. Михайлов, А. В. Костенко // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. - 2015. - № 6 (314). - С. 82-87.
Михайлов А. Н. Основы синтеза функционально-ориентированных технологий машиностроения: монография / А. Н. Михайлов. - Донецк: Изд-во ДонНТУ, 2009. - 346 с.
Соболенко А. Н. Исследование причин повреждений рамовых подшипников при вибрации и деформации упругих систем фундаментных рам ВДГ / А. Н. Соболенко // Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. - 2015. - Т. 35. - С. 97-102.
Крылов Е. И. Ремонт дизелей морских судов: справочник / Е. И. Крылов. - М.: Транспорт, 1987. - 302 с.
Судновий механiк: довiдник: у 3-х т. / за ред. А. А. Фока, д-р. техн. наук, суд. ст. механика. - Одеса: Фенiкс, 2008. - Т. 1. - 1036 с. (рос. мовою).
Возницкий И. В. Повреждения и поломки дизелей. Примеры и анализ причин / И. В. Возницкий. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Моркнига, 2006. - 116 с.
Макаренков А. С. Повышение долговечности втулок цилиндров судовых дизелей: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.08.04 / А. С. Макаренков. - Владивосток, 2002. - 23 с.
Зеббар Джаллел. Расчет температурного состояния цилиндровой втулки судового дизеля/ Зеббар Джаллел, Б.С. Сатжанов // Вестник Астраханского государственного технического университета. - Серия: Морская техника и технология. - 2009. - № 1. - С. 151-155.
Пахомова Н. В. Износ втулки цилиндра и ее кавитационная стойкость / Н. В. Пахомова, А. В. Воробьев // Вестник Астраханского государственного технического университета. - Серия: Морская техника и технология. - 2014. - № 4. - С. 86-93.
Кучеров В. Н. Исследование теплового состояния и модернизация цилиндровых втулок двухтактного среднеоборотного двигателя с вращающимся поршнем / В. Н. Кучеров // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - № 4 (38). - С. 176-183. DOI: 10.21821/2309-5180-2016-8-4-176-183.
Костенко А. В. Особенности синтеза технологических процессов деталей судовых дизелей / А. В. Костенко // Прогресивні технології і системи машинобудування. - 2016. - № 1 (52). - С. 75-83.

Об авторах

Костенко Андрей Викторович - кандидат технических наук, доцент

andr13kost@list.ru

ФГБОУ ВО «Камчатский государственный технический университет»